Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ТЕРЯЕМ ДЕТЕЙ – ТЕРЯЕМ РОССИЮ


Наша страна переживает трудный период в своей истории. Кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности государ­ства, не мог не сказаться на образовании и воспитании учащих­ся средней и высшей школы. Разнокачественность гимназий, школ, колледжей, лицеев по социальному статусу и учебным программам заставляет задуматься об идеальном заведении и его программе. Нравственные идеалы и педагогические прин­ципы, которыми руководствовалось не одно поколение со­ветских людей, не выдержали испытания временем. Где же выход? Выход нам представляется не в огульном отрицании, охаивании педагогического наследия, наработанного учеными и практиками среднего и высшего образования советского пе­риода, а в объективном, критически позитивном подходе к это­му наследию. Другое направление связано с переосмыслением русской научно-педагогической мысли, которая долгое время по-настоящему не была ни изучена, ни оценена. Критическое переосмысление педагогического наследия России для преоб­разования настоящего означает возвращение к своим нацио­нальным традициям, истокам, к поискам в своей истории тех тенденций, которые бы отвечали нашей ментальности, духу времени. Внутренняя социальная, политическая, просвети­тельская, общекультурная дифференциация образования всег­да детерминировалась в России национально-исторической спецификой, с одной стороны, и межнациональными обще­ственными процессами – с другой. Что конкретно нужно взять из духовного наследия России нынешним педагогам, ученым, воспитателям для возрождения средней и высшей школ? Для России самой важной, основополагающей, стержневой базой была духовность. Она воплощала в себе дух нации и отражала помыслы и чаяния русского народа. Духовное начало пронизы­вало все сферы бытия человека. Неотъемлемыми чертами рус­ского этноса были справедливость, милосердие, доброта, мужество. Прочитав эти строки, читатель подумает, что это, мол, уже было. Да, было! Еще К.Д. Ушинский в свое время даже на­ писал статью, которая своим названием удивляет сегодняшних педагогов-ученых: «О необходимости сделать русские школы русскими». Эта проблема так же актуальна, как и 140 лет на­зад. Частные школы, колледжи, лицеи все делают для того, что­бы предать забвению традиционные национальные ценности, препятствуют возрождению исконно народных черт, составля­ющих русскую триаду: духовность, соборность, патриотизм. Речь не идет о том, что в русской школе должны учиться толь­ко русские, она открыта для детей любой национальности, но воскрешение русского национального идеала позволит создать условия для развивающегося национального образования. Его фундаментальной основой должна стать духовность каждого ребенка и всей нации в целом.

Решение этих проблем ведет к выявлению общезначимых проблем в области образования, способствует более глубокому пониманию особенностей его в России. В нашей стране ощу­щается со стороны средств массовой информации, отдельных работников образования одержимость, преклонение перед За­падом. Ф. Достоевский в свое время писал о духовном кризи­се Европы, о том, что нам нечего взять у Европы в духовном смысле. Народ, воспитанный на рационализме, индивидуа­лизме, верящий лишь в деньги, не способен создать великие ценности, притягивающие к себе духовно-нравственных, здо­ровых людей. Диалог между поборниками и противниками просветительства в области образования охватил все слои общества, разделив людей (как когда-то) на западников и славя­нофилов. Нам представляется, что это явление маргинальное, т. е. временное, проявляющееся в сложные моменты страны. Несмотря на прозападную ориентацию в области образования, в России акцидентальный экстремизм радетелей европейской цивилизации не обретет общенационального масштаба. В фи­лософской, педагогической литературе уже слышатся голоса, аксиологическая ориентация которых не в пользу западных ценностей. Это обнадеживает, ибо великое духовное наследие России еще не востребовано, и его предстоит осмыслить не од­ному поколению русских людей. Будущее России закладывает­ся в дошкольных и младших классах средней школы. О детях младшего возраста, которым предстоит жить в ХХI веке, хочу сказать особо. Положение, в котором сегодня в России оказа­лось народное образование, и особенно дошкольное воспита­ние, нельзя назвать иначе, как катастрофическим. Правда, при этом возникает вопрос: а какие отрасли народного хозяйства, сферы деятельности в нашем обществе за период «реформ» преуспели? Да простит меня читатель за невежество, но я таких сфер деятельности не знаю, хотя на протяжении всего «перестроечного» периода, как гражданин, ежедневно через средства массовой информации слежу за процессами, проис­ходящими в стране.

Народное образование является элементом государственной системы, и оно, как в миниатюре, отражает общее положение во всех сферах деятельности, сложившееся в России. А как дело обстоит с дошкольным образованием в Тюменской обла­сти? К чести областного отдела образования, его сотрудники делали и делают все, что от них зависит, чтобы сохранить си­стему дошкольного образования и воспитания. Однако не обо­шлось без потерь, и весьма существенных.

Из двух тысяч дошкольных учреждений в области свыше пятисот прекратили свое существование (в основном не му­ниципального, а ведомственного подчинения). И это понятно: идет повсеместное сокращение на предприятиях, сокращает­ся и количество дошкольных учреждений. Последствия этих сокращений – разрушение системы воспитания и образования – уже налицо: сегодня свыше трех миллионов детей юного воз­раста являются беспризорными, и такая тенденция, судя по всему, будет сохраняться в последующие годы.

Общеизвестно, первые годы жизни ребенка являются ос­новными, до семи лет он проходит такой этап в своем разви­тии, какой не пройдет за последующие, скажем, семь десятков лет. И как важно именно в этот период заложить нравственные основы будущей личности. Для правильного нравственно-эмо­ционального развития ребенка с самого начала его жизни не­обходимо влияние не только родителей, но и внимание со сто­роны окружающих людей и сверстников. Это может дать, при правильной постановке дела, дошкольное учреждение.

Исследования педагогов и психологов показали, что отсут­ствие целенаправленного воспитания, гуманности по отноше­нию к детям, внимания, ласки, любви приводит к снижению их интеллекта, вызывает необратимые процессы психики, кото­рые могут проявиться как асоциальные в подростковом возрас­те, когда подросток может стать агрессивным или преступни­ком. Дошкольные учреждения и родители являются главными воспитателями детей младшего возраста. Воспитывать гуман­ного человека может тот, кто сам воспитан, гуманностью долж­на быть проникнута атмосфера в детском саду, семье, школе.

О значении образования и особенно воспитания детей в раннем возрасте писали многие педагоги и психологи. Мы как­то в последние годы перестали обращаться к своему велико­му духовному наследию, а все чаще оглядываемся на Запад, искренне думая найти ответы на поставленные сегодняшним смутным временем вопросы. Сошлюсь лишь на Льва Толстого, который отдал дань вопросам школьного воспитания и имеет педагогические сочинения, опубликованные в 1951-1953 го­дах: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я живу, и приоб­рел так быстро, что всю оставшуюся жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня (80 года) один только шаг».

Одна из задач данной работы – еще раз акцентировать вни­мание на раннем детстве, определить те факторы, которые вли­яют на становление личности ребенка. Заложенные в раннем возрасте посредством воспитания поведенческие структуры, стереотипы трудно поддаются изменению во взрослой жизни, ибо, подчеркну еще раз, в раннем возрасте формируется не только характер, но и интеллект.

В настоящее время кризис в образовании ощущается во многих странах мира, ведутся исследования, поиски оптималь­ных решений, связанных с местом и содержанием образования в культурном универсуме жизни. Многие ученые занялись раз­работкой модели будущего человека и, соответственно, техно­логическим обеспечением ее реализации. Другие ученые пола­гают, что на нынешнем этапе развития человеческого общества необходимо повернуться в сторону гуманитарных дисциплин, считая такой подход велением времени.

В августе 1998 года прошел всемирный философский кон­гресс, который был посвящен проблемам образования и вос­питания. Название конгресса – «Философия и образование». Это тоже веление времени. Мне представляется, что и в России созрела необходимость радикальных изменений форм, методов и содержания образования во всех учебных заведениях всех уровней, особенно дошкольного.

Православная церковь играла (как и другие конфессии) огромную роль в образовании и воспитании детей. Православ­ная церковь, в отличие от католической или протестантской, не была рассудочной и рациональной, она исключала какое-либо проявление национального высокомерия. Ее духовные отцы давали подрастающему поколению самые важные, жизненно необходимые нравственные ориентиры.

Одним из таких ориентиров была русская идея, состоящая из понятий, дорогих каждому русскому человеку, таких, как Родина, любовь, милосердие, совесть и т.д. Все эти понятия присутствуют в русском этносе. Они как этические категории отражают уровень национального самосознания в различные периоды истории Отечества. Приятно сознавать, что в ряде городов России появляются воскресные школы, в которых Бо­жественное откровение пытаются соединить с нравственным долгом перед Родиной.

В любой стране есть свои пророки. Так, американские ма­тери воспитывают своих детей по книгам Б. Спока «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью». Но, пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, великого духовного наследия в разных областях, которое имеет Россия. Это признает весь цивилизо­ванный мир.

Недавно я побывал с группой специалистов по образова­нию в Германии. Нам читали лекции, водили на предприятия, знакомили с учебными заведениями. В приватных беседах хозяева не скрывали свое восхищение русскими педагога­ми, философами, психологами. Они читают и изучают труды П. Редкина (учитель великого педагога К. Ушинского), П. Кап­терева, Б. Ананьева, М. Басова, В. Зеньковского, Л. Выгодско­го, П. Блонского, Н. Пирогова, А. Леонтьева, А. Смирного, С. Шацкого, Б. Теплова, В. Сухомлинского и других.

К сожалению, многие наши педагоги не только не знают работ соотечественников, но и не слышали о них. Некоторые, прочитав упомянутые фамилии, скажут: «Ну и что? Их тру­ды – это вчерашний день!» Однако ни один здравомыслящий человек на Западе не назовет вчерашним днем труды таких мыслителей-педагогов, как И. Песталоцци, Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, З. Фрейда, Э. Фромма, Дт. Марго­лиса, Дж. Мура, В. Франкла, А. Швейцера, П. Т. де Шардена, К. Рассела и др. Я часто думаю: почему такое небрежение у нас к нашему духовному наследию, почему мы все время смотрим на Запад в поисках ответа на вопросы, поставленные действи­тельностью?

Давайте будем откровенны. Что принес России очередной альянс нашей страны с Западом за последние пятнадцать лет? Какие приоритеты, духовные ценности, нравственные ориен­тиры мы получили? Даже наше правительство прозападного толка в последнее время вынуждено констатировать, что в ду­ховно-нравственном плане – ничего.

Разве можно назвать духовной ценностью культ жестокости и насилия, заполнивший наши кинотеатры и телевидение низко­пробной продукцией? Порнография, лесбиянство, гомосексуализм, культ денег (деньги правят миром), дебильный рок и импортный СПИД. Это духовные ценности? На чем строить молодому чело­веку социальную и жизненную позицию, откуда черпать силы, где ему найти нравственную укрепу? Ее нет. И с этим, похоже, начина­ют свыкаться педагоги и воспитатели. Правда, не все.

На наших глазах проводится беспрецедентный эксперимент, чудовищное разрушение нравственных традиций (имеющих тысячелетнюю историю), разрушение национального самосознания. У нас отсутствует сегодня привлекательный нрав­ственный идеал, а он предполагает формирование человека с широким общественным кругозором, анализирующего свою деятельность и оценивающего ее результаты с точки зрения за­дач и целей развития общества в целом.

Ф.М. Достоевский писал, что без идеалов человеку нельзя жить. Не с этим ли связаны, как свидетельствуют исследования суицида (самоубийства), людей разных возрастов, количество которых увеличивается с каждым годом. Отсутствие идеалов и идеологии в сегодняшней России пытаются восполнить криш­наиты, католики и другие проповедники, разрушающие осно­вы православия, культуры, духовности, нравственности, при­сущие нашей стране.

Неужели ничего позитивного нет на Западе? Автор данной статьи так не думает. Нельзя не восхищаться тем, что в Японии и Германии существует культ мальчиков и девочек. В Японии в дошкольных учреждениях с ребятишками занимаются про­фессора, люди высшего интеллекта, а в Германии более 80 процентов детей от трех до шести лет посещают дошкольные учреждения. В обеих странах существует государственная про­грамма образования, и все учебные программы находятся под контролем государства. А исполнители этой программы – наи­более квалифицированные преподаватели – возводятся пожиз­ненно в ранг чиновника и являются самыми высокооплачива­емыми людьми. Цель этой статьи не исторические параллели между Западом и Россией. Об этом сегодня много пишут, и, кстати сказать, в пользу нашей страны, Интересные наблюде­ния о России сделали в своих книгах два философа: А. Зино­вьев, бывший диссидент, живший на Западе, и Себастьян Джо­уба из Австралии, ныне он живет в России.

В заключение приведу слова великого русского философа Ивана Ильина, который при всех перипетиях своей жизни ни разу не отрекся от России: «Помышляя о грядущей России и подготовляя ее в мыслях, мы должны исходить из ее истори­ческих, национальных, религиозных, культурных и державных основ и интересов. Мы не смеем ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние. Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего. Мы должны помнить ее, и только ее. Мы должны быть верны ей, и толь­ко ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское».

Сегодня не хватает нам таких людей, как Иван Ильин. Вот идеал великого борца за Отечество, который не потускнеет при разных поворотах истории России.