Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫЖИВЕТ, ЕСЛИ…


Намереваясь поделиться с читателями своими впечатления­ми о философском конгрессе, я сознательно не собираюсь ком­ментировать выступления философов из разных стран мира. Свою задачу вижу в том, чтобы дать общую направленность, тональность конгресса, на котором были ученые разных взгля­дов, убеждений, разных вероисповеданий.

Всемирный философский конгресс проходил в городе Мо­скве с 22 по 28 августа 1993 года. Впервые за всю историю конгрессов, а она началась с 1900 года, Россия была удостое­на чести принимать интеллектуалов из 60 государств мира. На конгрессе присутствовало около 1500 участников. Рабочими языками на конгрессе были: русский, английский, немецкий, французский, испанский; осуществлялся синхронный перевод выступающих. Название конгресса – «Человечество на пере­ломном этапе». Рубеж – понятие не только пространственное, но и временное.

Человечество стоит на пороге третьего тысячелетия. В бе­шеной карусели конца XX не было недостатка в пророчествах и предсказаниях. Кто только не вещал о конце света, о будущих социальных катаклизмах, об апокалипсисе, о приходе антихри­ста и т.д.

Видимо, это всегда имело место на стыке веков, когда люди старались подвести итоги уходящего столетия и заглянуть в будущее. Не был исключением и последний Всемирный фило­софский конгресс, участники которого анализировали события XX столетия и прогнозировали события XXI века. Какая-то печать тревожности, пессимизма, неопределенности лежала на всех участниках философского форума, ощущалось ожидание каких-то событий, чуда. Это чувствовалось в выступлениях многих ученых. Об этом свидетельствуют названия пленарных заседаний, симпозиумов, коллоквиумов, «круглых столов», секций (философия ненасилия, о толерантности – терпимости, о смерти и бессмертии, экология и будущее жизни на Земле, судьба техногенной цивилизации, цена прогресса, личность и отчуждение и др.). Даже в выступлении-приветствии в день открытия конгресса экс-президента М. Горбачева – «вечного оптимиста» – прозвучали слова разочарования и признание, что мир стоит на грани глобальной катастрофы. Он говорил о том, что реформы в СССР захлебнулись, т.к. они проводились сверху, без учета менталитета нашего общества. М. Горбачев утверждал, что Запад не может дать ориентиры на будущее, поскольку кризис западной цивилизации очевиден, и взоры здравомыслящих европейских политиков обращены на Россию как на спасительницу. Кстати сказать, один из английских фи­лософов сослался на выступление английского принца перед парламентом Англии, который упрекнул парламентариев, что они погрязли в богатстве и разврате и что они деградируют. «Вас спасет только нищая Россия», – заявил он. За эти слова на принца было совершено покушение. Так и хочется ответить английскому принцу, что Россия – одна из богатейших стран мира, а в духовном плане она никогда не была нищей. И в об­ласти образования до сих пор занимает одно из ведущих мест среди цивилизованных государств. Я понимаю, что английский принц, наверное, имел в виду обнищание населения России. Да, это так, и в этом убеждаешься на каждом шагу, видя огром­ное количество просящих подаяние в Москве. За 8 дней пребы­вания в столице мы, участники конгресса, на улицах, в метро почти не видели счастливых лиц, не слышали смеха, а видели понурых, сосредоточенных, вечно спешащих москвичей. А вот иностранцы, особенно американцы, смеются по поводу и без повода. Похоже, им везде живется хорошо и весело, даже в России.

Один профессор из США очень сокрушался и удивлялся тому, что мы, участники из России, имеем право использовать за сутки (суточные) 500 рублей (а обед из трех блюд в столовой стоит 600 рублей), профессор же имеет 500 долларов в день, т. е. 500 тысяч рублей в ценах 1993 года. При таких деньгах он более мобилен в своих волеизъявлениях и пристрастиях. Не хочу говорить о прозе жизни, хочу лишь подчеркнуть, что идет неприкрытый, не завуалированный грабеж, не имеющий прецедента за всю ее историю. Многие иностранцы-толсто­сумы лихорадочно меняют валюту на рубли, полагая, что в ближайшее время будет принят закон о купле-продаже земли. Заполучив ее, они станут хозяевами нашей Родины. Уже при­нят закон.

Но вернемся к проблемам, которые обсуждались на кон­грессе. Проблема ненасилия поставлена сегодня с предельной остротой, об этом можно судить по программам и декларациям различных общественных, научных движений во всем мире. Были высказаны разнообразные суждения по этой проблеме. Насилия на нашей планете в разные периоды времени было предостаточно, властные структуры в истории народов созда­вали порою самые жуткие формы воздействия на людей. XX век, пожалуй, превзошел по жестокости и насилию все пред­шествующие столетия. Многие ученые в своих выступлени­ях ссылались на такие авторитеты, как М. Ганди, И. Ильин, А. Швейцер, Л. Толстой, Г. Торо, которые, с точки зрения опе­режающего отражения, предупреждали человечество о широ­комасштабном насилии в XX веке.

В докладах философов подчеркивалась аксиологическая ориентация, связанная с поиском компромиссов, мирного раз­решения конфликтов, с отказом от любого насилия. Однако приходится считаться с тем, что конфликты в определенной ситуации все равно возникнут. Мне представляется, что же­стокость и насилие имеют не только социальный аспект, но и природный. По моему мнению, чем дальше человек дистанци­руется от природы, частью которой он является, чем больше уничтожает ее, удовлетворяя свои постоянно растущие потреб­ности (а это процесс необратимый), тем больше черствеет его душа.

Природа очеловечивает людей, влияет на нравственные, эстетические чувства. Научно-технологический прогресс, миллионные города с их промышленной индустрией обезли­чивают человека, психологически травмируют, нравственно калечат, делают его жестоким. В подтверждение сказанному сошлюсь на пример, который привел профессор из г. Брянска Э. Демиденко. Если девочка не живет до 12 лет в природной среде (исследования проводились в ряде промышленных горо­дов России), то она бывает агрессивна и, став матерью, не спо­собна воспитывать нормально своего ребенка. Дети рождаются (до 80%) неполноценными в психологическом или умственном развитии. Новые данные и подходы к изучению адаптации че­ловека как в природной, так и в промышленной средах побуж­дают ученых приходить к переоценке ряда ставших уже тради­ционными концепций, меняют установившиеся представления о роли тех или иных явлений в патологии человека. Пробле­ма толерантности, т. е. терпимости, связана с первой. С этой идеей выступил представитель международной организации ЮНЕСКО, заявив, что 1995 год будет посвящен толерантно­сти. Философы разных взглядов и убеждений пришли к едино­му мнению: наша планета выживет только тогда, когда все жи­вущие будут терпимее друг к другу. Человек унизил человека. Боль униженного – указание на то, что кто-то здесь виновен. Родившаяся от этого нетерпимость несет на себе этический от­печаток.

Призыв к терпимости становится движущей силой истории. Но чтобы люди были терпимы к друг другу, необходимо из­менить поведенческие структуры, нужно подняться на такой уровень цивилизации, который исключил бы из жизни генети­ческие программы, побуждающие к конфликтности. Уповать на культуру, которая является системой надбиологических про­грамм поведения, явно недостаточно. И исключить из жизни людей нетерпимость в определенных ситуациях пока невоз­можно. В этом убеждались участники конгресса, когда отноше­ние отдельных ученых к взглядам других проявлялось бурно и неадекватно.

Итак, проблема толерантности доминирует до конца XX столетия, и, наверное, философы пытаются если не изменить природу человека, то найти такое решения, которые измени­ли бы его поведение в наш очень сложный, рациональный и жестокий век. На конгрессе очень часто говорили о том, что к человеку нужно относиться не как к средству, а как к само­ценной личности. Классическое высказывание французского философа Декарта (1596-1650) Cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, существую» – в наше время многие философы пытаются переосмыслить. Выдающийся советский ученый (покойный) М.М. Бахтин дополнял высказывание Р. Декарта так: «Я существую, не просто мыслю, осознаю, но и отвечаю за все происходящее в мире». Соглашаясь с таким дополнени­ем, думаю, что это высказывание нужно дополнить еще и чув­ством. Человек не только мыслит, но и чувствует, переживает, страдает, радуется. Поэт Дагестана Р. Гамзатов в одном из сво­их произведений писал:

_…Если_боль_других_твоей_не_стала,_
_прожита_напрасно_жизнь_твоя._

Проблема ненасилия, толерантности, чувствования касает­ся не только философов, а всех людей, живущих на Земле. Все­мирный XIX философский конгресс – огромное общественное событие не только для России, но и для всего мира. Его итоги осмысливают ученые разных направлений, все те, кто работает над проблемами человеческого существования и деятельности человека.