Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ДУХОВНОСТЬ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ


Проблемы образования и воспитания входят в число важ­нейших в обществе на любых этапах его развития. В настоящее время в связи с реализацией национального проекта по образо­ванию эти проблемы приобретают особую актуальность. Как это не покажется странным, но во всех важных делах жизни, на каждом перепутье, как и в делах образования и воспитания, взрослому человеку приходится иногда выбирать духовную жизнь или материальное благополучие, ибо двум господам служить нельзя. И люди большей частью выбирают второе, об­рекая своих детей на утилитарный подход к жизни. Вот где тот опасный утёс, о который обыкновенно разбиваются все благие намерения людей! Дело Божие не делается иначе, как безрас­четно. Люди больше заботятся о материальном благополучии, о внешнем, а самое важное – внутренний, духовный мир – со­всем в забросе у них. О духовном вспоминают лишь в крайнем случае. Сошлюсь на И. Канта, который в своих педагогических исследованиях замечал: «Надо воспитывать детей примени­тельно не к настоящему, а к будущему, возможно, лучшему со­стоянию человеческого рода».

Цель и задача воспитания, может, это и звучит банально в ХХI веке, заключена в способствовании формирования хороше­го, счастливого человека. У нас сегодня в школе воспитатели не выполняют этой главной задачи. А жизнь многих выпускников школ становится бессодержательной, безнравственной, скучной и несчастной. Воспитывая детей, мы формируем два мировоз­зрения: одно – грубое, телесное, животное, получившее свое полное выражение через средства массовой информации, опи­рающееся на власть, богатство, славу, другое – духовное, тонкое, возвышенное, божеское, лучше всего выраженное в учении Хри­ста. Это учение основано на силе духа, состоящее в стремлении к вечному, в самосовершенствовании, в спасении и счастье людей.

Размышляя о сегодняшнем времени, начинаешь сравнивать, проводить исторические параллели с прошлым и приходишь к пониманию: что-то сдвинулось в вековых, религиозных, исто­рических традиций. Этот сдвиг привел к разладу с верой, сове­стью; преданы забвению заповеди Христа, а ведь за веру стра­дали многие поколения русских людей.

Нравственные традиции, накопленные и реализуемые цен­ностные ориентиры исчезают, а их место занимают лживость, стяжательство, блуд, подлость. Эти негативные перемены в социальной, экономической, общественной жизни чувствует, ощущает почти каждый человек, живущий в России. И можно понять озабоченность общественности, которая ищет возвра­щения идеалов, торжества универсального, всеобъемлющего чисто человеческого для целых поколений привития детям по­нятия добра, милосердия, справедливости, добродетели.

В ряде субъектов Федерации дети начали изучать новые предметы на выбор: «Основы православной культуры», «Ос­новы религиозных культур и светской этики». Начались об­суждения. Хотя эксперименту нет еще и года, многие родители озабочены тем, что подобные предметы могут разделить детей по признаку их конфессиональной принадлежности, на «сво­их» и «чужих». Конечно, очень важны просветительская широ­та и универсализм данных предметов, но в то же время мы не должны забывать, что три формы мировых религий, культура и традиции различных этносов, в контексте всеобщей связи всех явлений в природе и событий мировой истории, имеют различные толкования. Подобное положение может послужить фундаментом не только для объективных, но и для субъектив­ных концепций, способных привести к конфессиональным и культурным противостояниям. Кто будет преподавать данные предметы, кто будет воспитывать детей, как подготовлены эти люди – это не праздные вопросы. На плохой почве доброе семя не взойдет или, принявшись, скоро погибнет.

Учителя, воспитатели должны быть интеллектуальными, воспитанными людьми. Духовный кризис предполагает всю силу общества направить на решение основных проблем че­ловеческого бытия, а затем – на распространение учения о возникновении основных религий, их влияние на все сферы жизни. А именно: учения о смысле жизни, осмысление всей культуры человечества, на основах этого учения о божествен­ности духа и о братстве всех людей и народов.

Человек, живущий без Бога, – жалкое существо, он без ком­паса; нельзя жить без Бога в душе. Сегодня родители жалуют­ся на большую загруженность детей в школе. Большое количе­ство знаний, особенно преждевременно приобретенных, очень легко засоряет ум и, если учесть телевизор, компьютер, про­изводит хаос и беспорядок в голове, убивает оригинальность. Слишком нагруженный учением ребенок часто делается нерв­ным, а нервность парализует силы и желание учиться. Голова не амбар, не складское помещение, сверху донизу набитое хла­мом. Нужно больше заниматься ручным трудом, вырабатывать характер. Толстой писал: «Всё нравственное воспитание детей проходит через ручной труд и через добрый пример; будьте совершенны, как отец наш небесный». Этот призыв почти до­словно адресует воспитателям в своем дневнике Ф. Достоев­ский: «Будьте, как дети, совершенны, как Иисус Христос!».

Предшествующие поколения стяжали славу России вели­ким трудом, страданиями, подвигами, на этих сакральных по­нятиях нужно воспитывать сегодняшнее поколение детей. В про­цессе образования и воспитания важна активная направленность на позитивный результат и осознание того, что каждый из нас, живущих в России, несет ответственность как за своих детей, так и за чужих. Путь духовного, культурного, религиозного, нацио­нального пробуждения общества в нашей стране предполагает, конечно, и творческую разработку новых форм и методов в вопро­сах образования, воспитания и осмысление духовных богатств, накопленных Великой Русской Культурой, Русской Православной Церковью.