Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ


В течение двух последних десятилетий в нашей системе педа­гогического образования утвердилось представление о том, что уроки труда – как предмет необязательный. Трудности понима­ния значения ручного труда – в сугубо междисциплинарной про­блеме, каковой является анализ целесообразного, в самом широ­ком смысле, подхода к изучаемым дисциплинам в школе. Такое отношение стало доминирующим в системе профессионального образования, которое, можно сказать, с легкой руки либералов­демократов, руководивших страной в 90-е годы, было уничто­жено. Финансово-экономический кризис в России, до предела обостривший социальные проблемы, поставил задачу развивать несырьевую экспортную модель развития экономики. Руко­водством страны объявлена стратегическая задача, связанная с модернизацией страны. Общеобразовательный национальный проект обратил внимание на создание новых кадров, способных реализовать национальную программу, поднять на ноги тыся­чи угасающих предприятий, ввергнутых в период перестройки в социальную депрессию. Развал и хаос в стране сказался не только в экономике, но и в культуре, так как искусство не может быть отделено от всей жизни народа, его духа. В литературе, со­ответственно и в театре, не появилось ни одного произведения на производственную тему, где простые труженики ищут смысл жизни, стремятся к справедливости, чистой любви.

Нам показывают через СМИ прожигателей жизни: прохин­деев, проституток, гарцующих своими бедрам; крестьянин, ра­бочий, честный человек труда выпал из обоймы современной цивилизации. Возникает известный русский вопрос: что де­лать? Не становясь в позу духовного отца, выскажу некоторые свои соображения по вопросу о трудовом воспитании. Потреб­ности развития любого общества предполагают выдвижение таких ценностей, которые бы правильно ориентировали на­ставников, родителей в воспитательной работе, при формиро­вании морального сознания детей.

Из нравственных ценностей главная роль принадлежит тру­ду. Многочисленный отряд людей, связанных с воспитанием и образованием, считает, что душа ребенка – мягкий воск, из которого можно слепить что угодно, чистая доска, на которой можно изобразить всё. Tabula rasa – это обман воображения. Многие тысячелетия существования человека его пережива­ния, закрепляемые путем наследственности в психической организации индивидуума, не могли возникнуть в результате пустоты. Эмоции и чувства возникли в процессе трудовой де­ятельности. Настоящее развитие – и не только рук, но и всего тела и ума – дается физическим трудом.

Человеческий мозг – сложнейшее устройство, имеющее по­разительную архитектуру, связанную с деятельностью рук. В нем одновременно идет множество самых разных процессов. Распределение этих информационных процессов зависит от физического состояния человека. Но поскольку мозг не огра­ничивается генетическими программами, то возникает объ­ективная потребность в физическом труде всего организма человека. Л. Толстой интуитивно угадывал взаимосвязь, взаи­мозависимость умственного и физического труда. Вот его суж­дения: «Физический труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет её, будит в человеке творческие силы».

Писатель-мыслитель, открывший яснополянскую школу для крестьянских детей, на практике убедился в соотношении физического и умственного труда. Он утверждает, что знаком­ство с ремеслом, работа руками действует на весь склад мыш­ления, придавая мысли больше точности, основательности, по­ложительности.

В процессе физического труда на межличностных взаимо­действиях создается атмосфера оценочного смысла проделан­ной работы, представлений школьника о себе. Немаловажную роль играет на уроках труда фактор формирования не только самооценки, но и идентичности. Чтобы крепко стоять на ногах, школьник должен иметь возможность решать назревшие про­блемы самоопределения. Подросток, обучающийся в старших классах, должен думать о реальной перспективе приобщения к той или иной сфере деятельности. Воспитание детей должно быть направлено не только на развитие умственных способ­ностей, сколько на развитие характера, воли, выносливости, здоровья, а эти черты воспитываются в процессе физического труда. Если мы хотим создать истинную христианскую культу­ру, то мы должны создать её внутри человека и вне его. Поэт Н. 3аболоцкий писал:

_«Как_мир_меняется!_
_И_как_я_сам_меняюсь!_
_Лишь_именем_одним_я_называюсь._
_На_самом_деле_то,_что_именуют_мной,_
_Не_я_один._Нас_много._Я_живой._

Личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе взаимодей­ствия подростка с себе подобными в процессе труда. Позитив­ное отношение к себе зависит от оценки других. Самооценка подростков самих себя связана с различными жизненными си­туациями. Ощущение своих возможностей, влияния на обстоя­тельства меняется в зависимости от социального контекста, со­ответственно к размыванию или формированию идентичности. Русский религиозный мыслитель В. Зеньковский очень верно замечает: «Проблемы воспитания, если их брать во всей слож­ности, во всей их глубине, стоят перед нами, как неисполнимые часто задания, которые не вмещаются в те учения о человеке, о его природе, какими мы обычно пользуемся». Все выдающиеся педагоги мира, такие, как: Песталоцци, Коменский, Дистервег, Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, считали, что всякое се­рьезное образование и воспитание приобретается из жизни и связано с трудовой деятельностью.

Нужна такая педагогическая система, которая бы ориен­тировала каждого школьника, начиная с первых шагов его самостоятельной жизни, не на получение готовых благ, а на собственный труд, на свою энергию, на использование всех возможностей, чтобы сформировать чувство ответственности к труду, к себе, к будущему страны. Сегодня много говорится о компьютерном образовании в стране. Компьютеризация име­ет много негативных моментов. При компьютерном обучении происходит в основном воздействие на разум, ratio, но его для усвоения знаний явно недостаточно.

Необходимо, чтобы в этот процесс было включено sensus – чувство. Великая русская культура всегда характеризовалась специфическим видом эмоциональных отношений. Что я имею в виду? Русская литература, музыка, живопись связаны с эмо­циональным фоном, воображением; произведения искусства вызывают к жизни дремлющие чувства в человеке.

Люди иногда относятся к своей жизни как созданным ве­щам, оторванным от процесса их создания и от их создателей. Это своеобразное отторжение души от тела.

Тусклое стекло, затмевающее наше видение бессмертия души. Причина этого заключается в соединении, как бы в сме­шении в этой жизни нашей души и нашего тела.

Только собственное изготовление каких-либо нужных пред­метов раскрывает их значимость и превращает их в опыт. Эти практические, приобретенные знания несравненно выше и прочнее тех, которые получает ученик при визуальном воспри­ятии.

Мне в советское время пришлось работать директором средней школы. И должен сказать, что трудовому воспитанию уделялось огромное внимание. И почти в каждой школе был человек, не умеющий ничего делать. Он становится обузой в семье, в обществе. Не с этим ли связано огромное количе­ство разводов в первые годы брачной жизни, когда девушки не умеют приготовить обед, не умеют шить и вязать, а юноши не способны что-либо сделать руками для удобства и комфорта совместного бытия. В сельской местности дети имеют боль­шую возможность применить свои силы дома, в поле, огоро­де. Исследования социологов показывают: дети, выросшие в деревне, на селе более приспособлены к жизни и среди них меньше несчастных, разочарованных. Их выбор жизненного пути более адекватен их идеалам. Сомнения всегда терзают молодежь, вступающих на самостоятельную стезю жизни. И очень важно найти свою орбиту, свое место и, соответственно, счастье в жизни. Вспоминаются юношеские стихи Л. Толсто­го. 20 ноября 1854 года 26-летний будущий гений записывает в дневнике свои сомнения в стихах:

_Когда_же,_когда,_наконец,_перестану_
_Без_цели_и_страсти_свой_век_проводить_
_И_в_сердце_глубокую_чувствовать_рану_
_И_средства_не_знать,_как_ее_заживить?.._
_Кто_сделал_ту_рану,_лишь_ведает_Бог,_
_Но_лучше_меня_от_рожденья,_
_Грядущий_ничтожности_горький_залог,_
_Томящая_грусть_и_сомнения!_

Огромная роль в трудовом воспитании принадлежит учителю. Рука ребенка будет всегда искать руку того, кого он чувствует бо­лее сильным, умным, в ком меньше сомнений. Люди, склонные к воспитанию и считающие это дело важнейшим в своей жизни, смотрят на свою деятельность как на духовное окормление, по­нимая, что они могут принести пользу в установлении царства Божьего на земле. Своей близостью с детским миром воспита­тели и сами совершенствуются, делаются лучше и нравственнее. Они не могут существовать вне деятельности ни личностно, ни социально. И еще одно замечание: нельзя превращать труд в игру. Физический труд должен стать естественным состоянием и при­вычкой каждого человека. Великий философ Германии И. Кант в трактате «О педагогике» писал: «Где же следует прививать склон­ность к работе, как не в школе? Школа есть принудительная куль­тура. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все, как на игру. Должно быть время для отдыха, но должно быть время и для работы». И очень важно сегодняшней школе научить так своих воспитанников, чтобы они осознали простую истину: каждый че­ловек, пришедший в этот мир, нужен для какого-то дела и имеет свои обязанности, что жизнь – это труд.