О душе и не только
Станислав Ломакин





_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





МОНОЛОГ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ УХОДЯЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Дед Матвей Захарович умирал долго и мучительно. Он стоически переносил боли и был в полной памяти, что счи­талось всегда на Руси благодатью. Немногочисленные род­ственники сменяли друг друга около постели больного. Дед был ровен и ласков по отношению ко всем, но осо­бенно выделял внука Андрея, от среднего сына, который недавно вернулся из армии. Андрей чувствовал особое отношение к себе деда и старался как можно больше на­ходиться рядом, соглашаясь посидеть около старика за других. Дед и раньше, до армии, поражал своими позна­ниями Андрея, но с возрастом Андрей стал понимать ве­ликую силу знаний, и чем старше становился, тем сильнее его было прозрение, что за человек находится рядом с ним. За два дня до смерти Матвей Захарович в полной памяти, когда они были вдвоём попросил внука: – Андрей, у меня к тебе просьба, только не удивляйся. Когда я умру, положи, чтобы никто не видел, мой мобильник в правый карман моих брюк. Мы с тобой будем общаться. Андрей не толь­ко удивился, поразился такой просьбе и даже подумал, не поехала ли крыша у деда. Но дед настоял на своём, и Андрей дал согласие звонить после двенадцати ночи в тече­ние 40 дней.

Почему сорока дней, спросил Андрей? Поясняю: на третий день ангел приводит душу на поклонение Богу. Ангел показывает душе блаженство рая и муки ада. На девятый день душе даётся отдых. Сохраняя привязаннос­ти душа слетает к дому, где жила с телом, то к гробу, где лежит тело. Ангел указывает, где душа согрешила, а на сороковой день ангел снова приводит её к Богу и ей на­значается место по заслугам.

Как глубоко верующий дед исповедался и причастил­ся, простился с родными и близкими. Умер он во сне под утро. Отпевали Матвея Захаровича в православном хра­ме. На третий день после похорон Андрей решил позво­нить деду. Он много думал о разговоре, сомневался и счи­тал, что старик решил над ним подшутить, его причуды и розыгрыши были известны родным. Однако Андрей о просьбе деда никому не рассказывал, собирался и даль­ше держать в секрете. Он понимал, существует предел человеческой жизни, за которым нисхождение становит­ся неотвратимо низвержением во тьму, в вечность, в анти­мир. Андрей колебался и даже боялся прикоснуться к те­лефону, он не верил в общение с умершим дедом, и в то же время подчинялся сумасбродству, не управлял уже са­мим собой, постоянно думал о данном слове. Наконец ре­шился и, после двенадцати ночи, запершись в своей ком­нате, набрал номер мобильного телефона Матвея Захаро­вича. Потянулись длинные долгие гудки: вдруг щелчок и обычный с хрипотцой голос деда: – Здравствуй, внучек, спасибо за мобильник, удружил. Андрей смешался, он был потрясен голосом, словно дед находился в его комнате, и даже огляделся вокруг. Но дед, как бы понимая растерян­ность внука, начал задавать вопросы, чтобы вывести Анд­рея из шокового состояния. – Как там дома дела? Как здоровье бабы Натальи, сыновей, внуков? – Все ещё в состо­янии безвременья, все оплакивают тебя. – На похоронах и отпевании было много народу, будто полгорода пришло проститься с тобой. Это говорит о том, какой ты у нас зна­менитый, как тебя уважают. Мы гордимся тобой дед! – Не надо, Андрюша, говорить об этом, ты лучше спрашивай, что тебя интересует, волнует. Мы с тобой побеседуем, время у нас есть. – Дед, ты говорил, что ангел показывает душе на третий день "блаженство рая и муки ада", а как соотносятся между собой тело и душа? – Андрюша, душа идеальная, высокая, божественная основа человека, а тело – природная половина, не желающая знать ничего о душе, соответственно и душа относится к телу подобным обра­зом. Это как соотношение между церквью и государством. Церковь спасает наши души, а государство, образно го­воря, – наши тела.

В 18 веке возникло философское направление окка­зионализм, связанное с идеями картезианства А.Гейлинска, Н.Мальбранша, Р.Декарта. Это направление утверж­дало о принципиальной невозможности взаимодействия души и тела, без прямого вмешательства Бога, в каждом отдельном случае. Возникает дуалистическая субстанция, дихотомия, т.е. двойственность, представляющая борьбу между желанием тела и душой. Эти крайности далеки от христианства. Человек всегда думал о воскрешении, ког­да "тленное" тело облекается в "нетленное", т.е. сказано "просветятся яко солнце в царствии Отца их".

Возьми великого русского мыслителя Н.Фёдорова, его труд "Философия общего дела" о трансцендентном и им­манентном воскрешении человечества. Дед, мне сложно, видимо, будет понять Н.Фёдорова. – Но ты поставил пере­до мной вопросы, и я пытаюсь на них ответить. Ты зна­ешь, Андрей, многое мне самому непонятно о соотноше­нии души и тела. Я часто задумывался над этой проблемой и пришёл к выводу, что бинарность, дихотомия, непоследовательность, противоречивость человека (с его поведенческими струк­турами, над биологическими программами) связана с его природой и духовной сущностью.

Нравы сегодняшней жизни людей приводят к расче­ловечиванию человека, и нужно прилагать непрерывные усилия, чтобы стать человеком. Наша православная вера даёт такую возможность верующему человеку. Правосла­вие – самое чистое, незамутнённое, оно не рассудочное, а сердечное, как Христова благодать.

– Дед, прости меня за некоторые вопросы, вот ты при­глашал священника для исповеди. Ты что, грешил? – Доро­гой мой внук, на земле нет безгрешных людей, почитай святоотеческую литературу. Это великая (мощный нрав­ственный пласт русской культуры) литература, и ты мно­гое поймёшь... Человек за свои грехи расплачивается в течение всей жизни, он грешит иногда сознательно, но чаще бессознательно. Мне было семь лет, когда я из ро­гатки убил ласточку, сидевшую на проводах. Поднял её бездыханное, как пушинка, тело и задумался: за что? Вот она пела, щебетала, никому не мешала, а я убил её. Поз­же, уже работая директором средней школы, меня угово­рили коллеги пойти на охоту на лосей (лицензия на отстрел у них имелась) и я убил лосиху в порыве охотничьего азар­та. Мне никогда не забыть влажные, подёрнутые слезой испуганные глаза животного. И опять возник для меня воп­рос: за что? После этого случая, никогда не брал в руки ружьё, чтобы не совершить убийство. Давай, Андрей, на сегодня прервём разговор, уже поздно. Каждую ночь внук звонил деду, в течение почти месяца, и Матвей Захарович отвечал на все вопросы, стараясь не омрачать, не ранить своими ответами, используя свой огромный жизненный опыт, не уходил от ответов на остро поставленные вопро­сы. Так на вопрос Андрея почему люди живут в России и не любят её, надсмехаются над державниками, патриота­ми, и почитают европейскую цивилизацию, западные цен­ности за эталон, Матвей Захарович разразился длинным монологом: – Всё дело в том, что к власти пришли люди, ориентированные на Запад, их ещё называют космополи­тами или компрадорской буржуазией. Это "пятая колон­на", живущая своими корпоративными интересами, раз­рушающая Отечество, подвергающая осмеянию великую русскую культуру, русский народ.

Напомню тебе, Андрей, вопиющий акт русофобии, связанный с именем бывшего министра культуры (ныне один из руководителей данного министерства) ведущего на канале культура "культурную революцию". В своё вре­мя он провёл передачу: "Патриотизм – последнее прибе­жище негодяев". Это выражение почему-то приписыва­ют Л.Н. Толстому. Это неверно. Оно принадлежит Джон­сону. Указываю источник: Л.Н. Толстой опубликовал два тома афоризмов выдающихся мыслителей. Книга назы­вается: "Круг чтения". "Избранные, собранные и распо­ложенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении". Афоризм Джонсона расположен на 237 странице второго тома и имеет совсем другое содержательное значение, а не то, что ему приписывают. По мнению русофобов получает­ся: человек любящий Родину – значит негодяй. Следую­щая передача имела такое название: "Русский фашизм – страшнее немецкого". Задаёшься вопросом: в какой стра­не было бы позволено члену правительства делать такие передачи? Миллионы погибших русских людей, навер­ное, перевернулись в своих могилах, а как должны отно­ситься ещё живые фронтовики и дети погибших родите­лей на войне? Сегодня русофобия затмила ум и чувства многих людей не только в бывших союзных республиках, но и в самой России. Андрей, я тебе это говорю с болью и надеждой на понимание того, что происходит сегодня в нашем Отечестве. Миллионы людей начинают осознавать, к чему привели страну реформы либералов – демокра­тов. Приведу внук, еще одно высказывание простой чу­вашской женщины в "Литературной газете". "Я чувашка. Знаю, раздавят великих русских – раздавят и наши малые народы" Галина Козлова. – Дед, но ведь перестройка на­чиналась с благими целями, почему так получилось? – О каких благих намерениях ты говоришь, внук? 17 марта 1991 года прошёл референдум о сохранении СССР. По­чти 77% населения высказались "За", но кто посчитался с народом. Ещё пример: Представь людей, проработавших по 25– 30 лет в условиях Крайнего Севера, заработавших по 25– 30 тысяч рублей. Этих средств хватило бы на при­обретение в южных районах страны дома, машины, гара­жа. Они мечтали на старости пожить спокойно, принимать детей и внуков. Но гайдаровская реформа обесценила де­нежные вклады. Беспрецедентный в истории развития го­сударств, обман собственного народа. Сегодня пожилым людям выплачивают гробовые по тысячи рублей, обесцененные в десятки раз. Обманутые люди начинают пони­мать для чего были затеяны антинародные реформы. Не­большая кучка проходимцев, дорвавшиеся до власти по­ставила свои личные интересы выше государственных. Так появились, в период "прихватизации", современные нуво­риши, которые приобретали государственную собствен­ность по бросовым ценам, да ещё на деньги государства. В результате шоковой терапии реформы были направле­ны на поддержание экономического благополучия круп­ного бизнеса; выживание простого люда в расчёт не при­нималось.

То, что создавалось не одним поколением людей, ока­залось в частных руках. Ты знаешь Андрей, я неожиданно вспомнил известного учёного, долгие годы прожившего на Западе, Н. Тимофеева-Ресовского. 60 лет назад он выска­зался о либералах-демократах, если бы они пришли к вла­сти в СССР. "Вы представляете, что у нас будет, если вдруг демократия появится? Ведь, это засилье самых подонков демократических, Чёрт знает что! Прикончат какие бы то ни было разумные способы хозяйствования, разграбят всё, а потом распродадут Рос­сию по частям. В колонию превратят". Предсказание учё­ного уже частично оправдалось. Уже продают землю тем, у кого есть деньги. Землю, которую отстаивали не одно поколение людей.

Народ, позволяющий разваливать, грабить страну, позволяющий маргиналам даже продавать детей, которых используют на органы богатым иностранцам, не имеет светлого будущего.

Дед, мне многое непонятно, что происходит в стра­не, часто можно прочитать в ряде статей о русском духе? Посоветуй как укрепить мне его, кого из современных пи­сателей, учёных, политиков читать? – Хороший вопрос, Андрей. Но боюсь, что мне не хватит уже времени, чтобы от­ветить наиболее полно и указать авторов, с которыми ты должен пообщаться через их книги. Прежде всего, – люди-патриоты, высоконравственные, живущие интересами Оте­чества. Их, конечно, тысячи, Россия никогда не оскудеет на таланты, я надеюсь, что и ты станешь патриотом и бу­дешь способен на самопожертвование во имя Родины.

Запоминай авторов, великих патриотов, часть из ко­торых уже умерли: В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин, Вл. Солоухин, В. Астафьев, Евг. Носов, Вл. Личутин (у него особый, удивительный язык, обрати внук внимание на этого писателя), Вл. Крупин, Ю. Кузне­цов, Н. Рубцов, Т. Глушкова, В. Ганичев.

Литературные критики: М. Лобанов, Ст. Куняев (по­смотри его уникальный трёхтомник "Поэзия, Судьба, Рос­сия"), Композиторы: В. Гаврилин, Г. Свиридов.

Публицисты: В. Кожинов, А. Проханов, Иоанн, мит­рополит Санкт-Петербургский и Ладожский, О. Платонов (главный редактор фундаментального 20– томного проек­та "Святая Русь – Большая энциклопедия русского наро­да", 7 томов уже вышло.)

Художники: Илья Глазунов, М. Савицкий (белорусский живописец), В. Клыков (скульптор).

Политики: А. Косыгин, А. Лукашенко.

Философы: А. Панарин, А. Зиновьев.

Дорогой Андрей, внук ты мой ненаглядный, я выска­зал своё субъективное суждение относительно обще­ственных деятелей русской цивилизации, т.к. приходится вопрошать наше прошлое, настоящее, чтобы понять бу­дущее развития России. И должен отметить, что наш ум по природе своей гораздо меньше стремится узнать, чем понять наши корни, истоки, нашу историю. Постарайся Андрей, всё прочесть и осмыслить, у некоторых людей леность ума связана с ненавистью к жизни или презрение к ней. У тебя должен возобладать долг перед Родиной, слу­жение России во все времена, а особенно в непогоду. Пос­ле того, как ты всё осмыслишь, расширение границ инте­ресов у тебя, Андрей, явится естественным и необходи­мым процессом твоего развития. Тебе захочется применить свои познания на службе Отечеству, душа твоя не будет немотствовать, она должна жить бескорыстными, высши­ми целями и идеалами. Прощай, милый, родной внучек, моё время уже истекло. Прощай!...

Дед, дедуля, дедушка, родной! – кричал в трубку Анд­рей, – не уходи, мне ещё многое нужно спросить!

Но ответом Андрею была звенящая тишина... В ком­нату Андрея не вошёл, а ворвался отец Сергей Матвеевич: – Ты, что кричишь, сын, что случилось? С кем ты разгова­риваешь, уже половина третьего ночи? Андрей опустил глаза в пол и, не выпуская трубку телефона из рук, отве­тил: – С дедом говорил во сне...