Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ЧУДО ЛЕПЕСТКОВОЕ


В наше время часто можно услышать из уст весьма почтенных людей, что литература уже не играет той роли, которую она демонстрировала (ее влияние на общество), в 19 – 20 веках. И надо признать, что для этого есть все основания: всеобщая компьютеризация, электронные СМИ постепенно вытесняют книжную продукцию, стремительное наступление технической цивилизации приводит к тому, что человеку неподготовленному трудно бывает угнаться за ее темпами. Большая часть людей, не может так быстро овладеть ею, двигаясь в русле современных технических достижений, более того, люди не в состоянии расстаться с тысячелетней традицией, т.е. книгой, не в состоянии понять, чего же они не смогли постичь, ибо одна традиция не живет в присутствии другой.

Иногда создается впечатление, что писатели «властители дум» становятся маргиналами, а их книги читают все меньше и меньше. Как вернуть читателя, как заинтересовать особенно детей, чтобы они открыли книжку и погрузились в нее, забыв все на свете в смыслы и чувства написанного. Одна из задач детского писателя выплеснуть свою радость перед жизнью, свою пламенную страсть донести до души ребенка безо всякого стилизаторства. Хочу поделиться радостью с читателями и указать на некоторые талантливые детские книжки, появившиеся в Тюмени. Литературные критики часто сетуют на то, что в России исчезли детские писатели и, соответственно, нет детской литературы.

Сообщаю, в последние два года, тюменские писатели заявили о себе следующими своими детскими книгами: профессор, геолог Юрий Папин опубликовал две чудесные стихотворные сказки «Яблоко» и «Чудище лесное», издательство «Вектор Бук». Несколько книжек издал прекрасный детский поэт и художник Александр Шестаков, только что вышла чудная прозаическая книжка журналистки Елены Дубовской «Планета Котофея», журналист Василий Михайлов выпустил книгу рассказов «Беличий переполох» и «Я лечу» с удивительными по смыслу рисунками Евгения Крана в «Тюменском издательском доме». О последней хочу сказать особо. Открываю первую страницу с неким трепетом и уже думаю, как будут воспринимать текст – содержание мои внуки Александр и Тимофей и неподдельная радость обрушивается потоком от чтения первого стихотворения.



_Хоть_и_мало_Диме_лет_
_Ищет_он_на_все_ответ_
_Может_скажите_ребята,_
_Почему_наш_мост_горбатый._



В стихах В. Михайлова деятельная жизнь, поиски ответа «почему», она узнаваема и переведена на язык чувств. Представление о ней в стихотворении отчетливо проявляется в образах, интонации, в движении мысли. Каждое стихотворение – замкнутое целое в смысловом отношении, фразеология его, словесное выражение ново, индивидуально.



_Здравствуй,_ежик,_здравствуй_еж._
_На_кого_же_ты_похож?_
_Целый_год,_видать_не_брился…_
_Поглядишь_–_бросает_в_дрожь!_



Но еще больший простор для индивидуального подхода открывается благодаря тому, что происходит замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое, т. е. перефраз типа: Огурец – молодец, т. е. семенник. И еще:



_Родились_у_квочки_
_Желтые_комочки_
_Шустрые_ребята_
_Кто_они?_Цыплята._



Мне представляется, порядок слов стиха объясняется тем, что переплетение предложений – сознательный художественный прием, цель которого, чтобы образы, рисуемые автором и связанные с ними мысли подействовали на детей настолько собранно, насколько возможно.

Так в стихотворении «Котята» игра их набирает такую силу, впечатление от их вольности такое, что слабо диссонирующую ноту (первоначально) автор взял лишь для того, чтобы придать мажорному повествованию убедительность воздействия на ребенка. Котята растащили домашние вещи по всем комнатам, но «малышек бить не буду:



_Тапок_и_чулок_добуду_
_И_потери_все_найду._
_А_когда_я_погуляю,_
_Мы_опять_втроем_сыграем._



Сюжет стихотворения развивается просто и изящно. Взаимопроникновение поступков котят и линия поведения ребенка у автора книги «Я лечу» выводится из событийной плоскости в новое измерение, благодаря чему создается впечатление не только широты, но и глубины происходящего.



_У_меня_четыре_кошки…_
_Сосчитай_у_кошек_ножки,_
_Сколько_глазок,_сколько_ушек,_
_Сколько_надо_им_подушек._



Язык инвективы против котят в шутливой форме, вполне характерен для отдельных стихотворений и автор тщательно их отделывает, наряду с другими художественными приемами. Все это преломляется в творчестве, отображается с единственной целью научить ребенка видеть невидимое, осязать – не упускать из виду красоту слова, успеть заинтересовать, вызвать отклик в душе ребенка, подростка – читателя.

Книга «Я лечу» Василия Михайлова, как и три предшествующих до нее, уже нашла своих читателей и почитателей таланта автора, которые ждут продолжения, захватывающих историй с котятами и ежами.