Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ТРИ ЛИКА ВРЕМЕНИ В СЕНОКОСНОМ РОМАНЕ МАКСИМА ОСКОЛКОВА.


Автор сенокосного романа «Белая яма» Максим Осколков является профессором - экономистом Тюменского сельскохозяйственного университета. Его сегодняшнему социальному статусу предшествовал большой жизненный опыт, не потерявшего в переплетениях и коллизиях, изменениях российской действительности духовно - нравственных ориентиров. Любовь писателя к малой родине была не врожденной, она была привита с детства дорогими ему людьми, выраженной и взлелеянной крестьянскими устоями, бытом, они были пристанищем и покровом для него. И кто их однажды познал, впитал в себя, в том они оставляют неизгладимый след, который нельзя ни забыть, ни изгладить. Начинается роман с подготовке к сенокосной поре, когда в каждом подворье все, от мало до велика заняты делом.

Бабушка Аксинья наставляет своего внука Левушку, впервые выезжающего на покос с взрослыми, как себя вести со сверстниками, с животными. «...На чужих глазах будешь жить, поэтому веди себя достойно. С взрослыми в пререканья не вступай, если че у них спросить захочешь, то сначала вопрос-то обдумай со всех сторон и только тогда вступай в разговор. Учись слушать - это большое дело». Бабушке есть, что сказать внуку, она староверка, с высоты своих лет, опыта пытается внушить подростку мысль, что есть крестьянские, базовые ценности, которые время не изменяет, а лишь совершенствует людей, нацеленных на добро, уклад прошлого становится сокровенной частью думающего человека, его ценным достоянием. Автор в деталях описывает, которые не утомляют, как едут покосники на участки, веками используемые предшествующими поколениями и среди них были и те, которые не один десяток лет осваивали левобережье Поисетье. Молодежь вливалась в среду людей, которые проявили себя как метчики, укладчики копен, стогоправы, копновозы, подскребальщики, имеющие навыки прошлых лет.

Они постигали эмоционально - ценностные основы крестьянского лада прошлой жизни и приобретали новые отношения, связанные с появлением техники, вызывающую необъяснимую привлекательность у молодых людей. Автор романа рассказывает о трудовых буднях людей послевоенного периода, когда техника только начинала появляться в период сенокосной страды. Она несла в себе момент волшебного превращения, завораживала труженика, привыкшего все делать руками, спектром открывающихся возможностей. Люди связывали с внедрением техники во все сферы производства новое измерение времени, когда все озарится великими надеждами и свершениями. Но чуда не происходит, так как развитие науки и техники иногда страшит непредсказуемостью будущего, они не формируют у людей нравственность. Когда - то русский мыслитель Вл. Соловьев писал об отношениях города и деревни, науки и нравственности, он считал, в конце 19 века, что деревня является носительницей духовности и нравственности, она подпитывает этими ценностями город. Но сегодня интернет убрал эти различия, и деревня болеет теми же болезнями, каковые несет их нам современная западная цивилизация.

Роман М. Осколкова населен многочисленными персонажами в основном молодежью, которые умеют беззаветно, бескорыстно работать и даже находить время для отдыха, сочиняя песни и частушки и потешая всех вечером на импровизированных концертах, и во время танцев. Работа на сенокосе сплачивает молодых людей, а иногда и разобщает, она высвечивает характеры, внутренние разлады и наоборот мудрое стремление преодолевать разрушительные крайности между влюбленными парами. В романе показаны взаимоотношения между юношами и девушками, начинающиеся робко и целомудренно, переходящиеся в настоящую любовь. Вот лишь одно описание этой целомудренной любви: «Иван ласкал и целовал Дуняшу, доводя себя, но разумом понимал, что они у грани запретной черты, переходить за которую нельзя - за ней нравственное падение, крах их общим мечтам и надеждам». Дуняша, погружаясь в неутихающую страсть: «Боженька, продли эти сладостные страдания,- шептали ее губы, - отодвинь день нашего расставания».

Хочу особо остановится на двух персонажах, которые в романе «Белая яма» играют ключевую роль - Ионин Дмитрий Михайлович, мудрый старик, звеневой - участник русско - японской войны 1904- 1905года и бригадир сенокосной страды Паньшин Николай Федорович. В минуты краткого отдыха, в основном ночные часы, они ведут неспешные разговоры о России, ее истории на различных этапах развития. Начитанный многомудрый Дмитрий Михайлович погружает Николая Федоровича в исторические события прошлых лет, он на своем мировоззренческом, интеллектуальном уровне старается обнаружить общие тенденции развития народов, соотнести историю с современностью. Путь под гору заставляет Ионина чаще и чаще оборачиваться назад к вечно меняющемуся времени. Мир прошлого - остановившийся, законченный мир, в котором не вмешиваются случайности, ибо его нельзя изменить, но он напоминает о себе.

Процитирую небольшой фрагмент диалога друзей о демографии, в котором речь идет о сокращении населения неполноценных народов, уже есть известная концепция, созданная на Западе « золотого миллиарда». Паньшин задает вопрос, как могут наши недруги повлиять в мирное время на уменьшение численности населения России? «Николай Федорович, еще Гитлер, задолго до нападения на нашу страну в своих откровениях с приближенными, говорил вроде того, что существует много способов сокращения численности неполноценных народов, плодящихся подобно мухам и комарам. Не обязательно убивать их на войне. Нужно просто систематически препятствовать их плодовитости. Такой подход позволит нам, говорил он, без лишнего кровопролития довести нежелательный нам народ до вымирания». Дальше Ионин, пользуясь данными современных западных стратегов войны, рассказывает, что нужно делать, чтобы сократить население Земли. Мы люди 21 столетия не раз встречали мудрых стариков, подобных Ионину, которые живут воспоминаниями и в то же время глубоко осмысливают и анализируют настоящее. Такие личности были во все эпохи развития общества.

Роман М. Осколкова «Белая яма» характеризует ситуации эмоционально - ценностных жизненных приоритетов прошлого и настоящего, эта обращенность к разному времени развития нашего Отечества, становится очень важной для молодого поколения. Время для всех нас старых и молодых - остается самым непостижимым фактором бытия. Каждый читатель романа М. Осколкова через призму времени вглядывается в калейдоскоп прошлой и настоящей жизни, пытаясь постичь ее загадочный смысл и наше собственное предназначение.