Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







МИР ИМЕЕТ СВОЕ ЛИЧНОЕ БЫТИЕ


«Чего не понимают, тем не владеют»

    В.Гете



Русская земля взрастила великое множество выдающихся мыслителей в разные периоды истории развития России. Среди этого множества не последнее место занимает русский религиозный философ, историк – медиевист, культуролог, богослов, один из ведущих представителей, идеологов евразийского движения Лев Платонович Карсавин (1882 – 1952). Он родился в Петербурге семье известного балетмейстера Мариинского театра П.К.Карсавина, с раннего детства приобщился к чтению серьезных исторических книг, особенно средневекового периода. Обучаясь в Петербургском университете на историческом факультете, занимался исследованиями западноевропейской средневековой культурой в ее религиозных проявлениях. После окончания университета посетил ряд высших учебных заведений Запада, рано защитил кандидатскую и докторскую диссертации о религиозной атмосфере в Италии, Франции средневекового периода. Карсавин несколько лет читал лекции в университетах России, Франции, Италии, издал капитальный труд «Очерки религиозной жизни в Италии Х!! – Х!!!вв». Опережая свое время, ученый разрабатывает собственный метод и подход в медиевистике, заключающийся в понимании социума как структурного единства, психологии, внутреннего мира, образа жизни и поведения человека средневековья. В период первой мировой войны и революции в России, взгляды Карсавина эволюционируют от истории средних веков к философской и богословской проблематике, вырабатывается углубленный интерес к событиям, происходящих в России, мире. Свидетельством перемещения интересов в сферу философско – богословскую, явился выход после революции книги, «Католичество», книг и статей: «Краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке», «Восток, Запад и русская идея», «О свободе», «О добре и зле», «Глубины сатанинские», «Достоевский и католичество», «София земная и горняя» и др.

Революцию Карсавин идейно не принял, но активно продолжал принимать участие в издательской, преподавательской деятельности, профессора избирают его ректором Петербургского университета. Советская власть не поощряла деятельность православного выборного ректора, он в числе многих выдающихся деятелей науки и культуры в 1922году был выслан за рубеж. Ученый очень переживал расставание с родиной. Берлинские, французские годы он являлся профессором Русского научного института, Религиозной философской академии. В Берлине выходят его книги, живет в Париже, сотрудничает в Евразийском книгоиздательстве и газете «Евразия». Стремясь быть ближе к родине, Карсавин в 1928 году принял приглашение Каунасского университета занять кафедру всеобщей истории, затем в Вильнюсе продолжая издавать философские книги: «Философия истории», «Церковь, личность и государство», « Святые отцы и учителя. Раскрытие православия в их теориях», «О личности», «Поэма о смерти». В 1949 ученого арестовывают за отказ участвовать в выборах, антисталинские высказывания, его этапируют в воркутинские лагеря, где он пользовался славой духовного учителя среди заключенных. Всю свою сознательную жизнь мыслитель просвещал людей и умер на руках заключенных, которые пришли в его барак, чтобы философ дал свое благословление и указал вектор самоосуществление жизненных идеалов.

Обращаясь к изучению философских идей Карсавина, признаем, что они строятся на двух взаимосвязанных принципах: триединства и всеединства, он сделал центром метафизики всеединства философию личности, проблематику которой раскрывает в учении о симфонической личности. Философ представляет мир как свое личное бытие и осуществляет его в человечестве, признавая несовершенный мир, мыслитель отказывает ему быть социальной личностью, поэтому мир есть личность симфоническая. Мир творится Богом в свободе, «Он творит мир, творческий акт Его не выводим с необходимостью, из Его сущности есть выражение Его несовершенства». Мыслитель представил мир в виде пасхального яйца, состоящего из множества включенных друг в друга яиц, что свидетельствует о наличности в мире личного бытия. Сотворение мира ученый рассматривает как процесс, отражающий божественную троичность (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой). Триединство отождествляется с Богом как Пресвятой Троицей, что свидетельствует о стремлении Карсавина видеть идентичность Личности, Бога и Триединства. Теория личности имеет три стадии Триединства: «первоединство – саморазъединение – самовоссоединение». Эти три стадии в своей совокупности охватывает отношение Бога и мир, в котором Бог есть любовь. Физическая смерть человека достигает свое бытийное назначение. Без смерти нет ни полноты любви, ни полноты бытия. «Жизнь через смерть, человек есть космос», то в тайне человека заключена и тайна космоса. Интерес Карсавина к Софии (Премудрости Божией), посвятив Ей поэму «София земная и горняя» вложил в мифологему Софии своеобразный симфонически – личностный смысл, показав тем самым человека в его сущностной и ценностной полноте.

В работах «О личности» и «Поэме о смерти» сливаются воедино метафизика и жизнь, личная драма переживания, размышления о мире, в котором человек и космос, смыкаясь в единство «единятся в вечном». Почти все свои многочисленные работы Карсавин рассматривает в русле метафизического всеединства, многие труды были изданы им на русском, немецком, литовском языках. В большом трактате «Философия истории он пишет: «История должна быть православной», чувствуется претенциозное суждение, но оно основывается у ученого на своеобразной конфессиональности в науке. Наши знания, - считает он, - о мире даны нам в вере «только верою можно обосновать знание». «Философия должна быть служанкой богословия». Исходя из этого учения, мыслитель верил в большие возможности русского народа, подтвержденные уже имеющимися историческими достижениями России в области духовной культуры, образования, науки. Удивительное явление в науке - Лев Платонович Карсавин, он вошел в плеяду самых выдающихся русских религиозных философов ХХ столетия.