Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ЖИВАЯ МЫСЛЬ ДЕРЗАЮЩЕГО ДУХА


Мы постигаем истину

не только разумом, но и сердцем…

    Блез Паскаль.



Славянофильство как мощное общественное противоречивое явление, движение философской мысли, возникло в России в первой половине ХIХстолетия. Лидером этого движения был Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860), родился село Ивановское ныне Данковского района Липецкой области в старинной дворянской, глубоко религиозной семье, благодаря чему всю жизнь отличался глубокой религиозностью. С самого раннего детства Хомяков поражал окружающего его людей, не по возрасту, глубокомыслием и познаниями из различных областей наук. В восемнадцать лет он становится кандидатом математических наук, но не продолжает свои научные изыскания в Московском университете, а поступает на военную службу. После выхода в отставку ученый полностью посвящает себя литературной и общественной деятельности. Большое влияние на первых славянофилов Хомякова и братьев Киреевских оказало общество «любомудров», членами которого они были, руководимое молодыми мыслителями В.Ф. Одоевским, Д.В.Веневитиным. Они изучали немецкую философию, выезжали в Германию, лично знакомились с Гегелем, Шеллингом и через их труды пытались понять развитие всемирной истории и место в этой истории, России. Фамилия Хомяков появляется в печати с семнадцати лет, он перевел некоторые труды древнеримского историка Тацита, выступает в роли драматурга, поэта, публикует статьи по философии, истории, богословию, экономике, лингвистике, этике и эстетике.

Чем только не занимался Алексей Степанович, увлекался живописью, медициной (гомеопатией), пытался внедрить различные усовершенствования в сельском хозяйстве, изобретатель машин и приспособлений, запатентованных в Англии, был автором экономического проекта освобождения крестьян России. Современники Хомякова отмечали, что в дискуссиях ему не было равных, оппоненты признавали талант, колоссальную эрудицию, феноменальную память неуязвимого спорщика. А.Герцен, идейный противник вождя славянофилов называл его «Ильей Муромцем», рыцарем, который спал вооруженный, который использовал Сократовский метод в споре, был прирожденным диалектиком. Процитирую выдающегося оппонента Герцена, его «Былое и думы», давшего объективную оценку Хомякову, великому спорщику: «Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами, пугал и заводил в лес, откуда без молитвы выйти нельзя…Удивительный дар логики, быстрота соображения, память чрезвычайная, объем понятий широк, верен себе». И прежде чем непосредственно перейти к осмыслению творчества мыслителя не могу себе отказать еще в одной цитате, характеризующей дар Хомякова.

Историк М.П.Погодин писал: «Какой ум необыкновенный, какая живость, обилие в мыслях. Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текущего из его уст живым потоком! Чего он не знал! Не было науки, о которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний…». 



_Врач,_механик_и_геолог,_
_Поэт,_философ_и_теолог._
_Общины_русский_публицист,_
_Он_мудр,_как_змий,_как_голубь_чист._



У поэта Д. Веневитинова 1826году по просьбе А. Пушкина Хомяков прочел свою драму «Ермак»; вот какую лестную оценку дал великий поэт: «Это есть произведение, более лирическое, чем драматическое, успехом оно обязано прекрасным стихам, какими оно писано».

В своих сочинениях, а их составило 8 томов, «О старом и новом», «Записках о всемирной истории», в трех томах, Хомяков развивал идеи различия путей России и Запада и всеславянского братства, эти идеи продолжали волновать не одно поколение русской интеллигенции, ученых не исключая современных преобразователей России. Ученый предлагает органическую целостность истории, в которую включаются различные типы развития государств с их особенностью и религиозной принадлежностью. Он критикует идеологию европоцентризма, рассматривая европейскую культуру как клонящуюся к закату, прошедшую свою высшую стадию развития. Философ не приемлет познаваемость мира, немецкими учеными, посредством абстрактных, логических , рациональных доводов, оторванных от действительности, от чувствования, художественного «таинственного ясновидения»). Он утверждал: «Самые важные истины, какие только дано познать человеку, передаются от одного к другому, посредством чувствования, одним намеком, пробуждающим в душе скрытые ее силы». Второй фактор, влияющий на познаваемость мира, мыслитель видит в интуитивном прозрении, основанном на отношении человека к «творящему духу», в его вере, которая предопределяет и образ мыслей, и образ его действий.

В «Записках о всемирной истории» Хомяков много размышляет о религии, о ее влиянии на судьбы человечества. В области богословия он по существу был первым русским философом, попытавшимся выразить в философских категориях дух православия. Исследователи, изучающие тот период времени осознавали влияние протестантизма и католичества на жизнь общества. Мыслитель пытался развести эти понятия, выделяя Православную Церковь, как мистическое тело Христово, богочеловеческого организма. «Церковь есть живой организм истины и любви, единство благодати, она многоипостасна, живущая во множестве творений, целостный богочеловеческий организм». Только в Церкви, по мнению мыслителя, человек осознает самого себя, чувствует себя свободным, осознает духовное единство духа братства и смирения с людьми и со Спасителем. В сельской общине, соборности мыслитель увидел экономическое воплощение духа братства. Это понятие общины перешло к народникам как культ соборности, общины и будущего развития российского общества. Соборная гносеология является одной из самых оригинальных сторон хомяковского учения, она получила систематическое выражение в позднейших трудах русских религиозных философов, в частности трудах философа князя Евгения Трубецкого.

Славянофилы во главе с Хомяковым предлагали пути развития России, исходя из богатейшего духовного наследия, созданного русским народом на протяжении тысячелетней истории, коим являлись община, соборность, православие, народность, монархия, культура. «Всемирное развитие истории, - писал Хомяков, требует от нашей Святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла». Западники ориентировались на ценности, связанные с рационализмом,

индивидуализмом, прагматизмом, свободой, равенством и братством, которые как системы, поведенческие структуры не имеют ничего общего с началами духовной жизни русского общества.

Полемика Хомякова с лидером западников П.Чаадаевым и его последователями о будущем пути развития России, привела к оформлению двух мощных социально-общественных течений в России, существующих и по сей день. Конфликт между западной цивилизацией и Россией приобретает все большую остроту. Имеется прямая зависимость между обогащением Запада и обнищанием народов России, речь не идет только о санкциях, наша страна, в глазах европейских политиков является сырьевым придатком, страной третьего мира. Видимо, России суждено в основе своей истории не нарушать священные традиции, связанные с духовными императивами, моральными ориентирами, а не материально-физическими потребностями, которые имеют тупиковый путь, характер развития западной цивилизации. В одном из стихотворений Хомяков писал нам всем:



_Но_помни:_быть_орудьем_Бога_
_Земным_созданьям_тяжело;_
_Молись_молитвою_смиренной_
_И_раны_совести_растленной_
_Елеем_плача_исцели!_



Будущую Россию Хомяков видел во главе православнославянского мира. Высокое предназначение России накладывает на нее великую ответственность. Наша страна, по мнению философа, может стать в будущем как высоко моральное общество, творческой силой мирового исторического процесса, логика которого ведет к созданию новой морали, всечеловеческой культуры, общества, в котором не будет войн, а будут братские отношения среди людей на всех континентах земного шара. Дай - то Бог осуществления такого величайшего проекта, нашего великого русского соотечественника Алексея Степановича Хомякова!