Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПРОТИВНИК ЕРЕСИ И ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВА


Первый идеологический, внутрицерковный конфликт – зна-менитый спор между иосифлянами и нестяжателями, заволжскими старцами, возник в России в 15-м веке. Зачинателем этого конфликта, возмутителем церковного спокойствия был Иосиф Волоцкий (Иоанн Санин), настоятель Волоколамского монастыря. Известный духовный иерарх, писатель-публицист, глава течения иосифлян родился в 1439 г. в селе Язвище, недалеко от Волоколамска.

Родители Иоанна в семь лет отдали его учиться грамоте в Кресто-Воздвиженский монастырь к старцу Арсению. Надо сказать, что русские монастыри с самого начала принятия христианства на Руси были рассадниками просвещения и сыграли решающую роль в христианизации нравов.

Интерес к монашеской жизни рано проявился у отрока, определилось стремление посвятить свою жизнь служению Богу. В двадцатилетнем возрасте Иоанн пришел к игумену Пафнутию в Боровский монастырь, воспитавший его в духе «послушания без рассуждения». Умирая, Пафнутий завещал ученику стать своим преемником. Иоанн прослужил в этом монастыре 18 лет, а в 1479 году с семью сподвижниками основал свой собственный Успенский монастырь, известный впоследствии как Иосифо-Волоколамский.

Через некоторое время монастырь стал известен всей России, в своих проповедях и поучениях (настоятель обладал ораторским даром) он призывал паству строго исполнять все заветы Православной церкви, вести добродетельную жизнь, а господам наказывал снисходительно относиться к крестьянам, дабы не обескровить и не истощить последних.

Монастырь Иосифа Волоцкого отличался от других своим высоким иноческим уставом, аскетической строгостью монашеского общежития. Духовные иерархи ничего не должны были иметь в личной собственности, все обязаны были трудиться и не зависеть от прихожан. Праздность – грех, от дьявола. Настоятель монастыря превратил свое детище, имевшее крупные земельные владения и всякое богатство, в добродетельное существование многих нуждающихся людей.

Защищая церковное имущество во имя социальных задач Церкви, Иосиф Волоцкий способствовал сближению церковного и государственного бытия. Церковь служит государству, а царь служит Церкви. Жизнь в монастыре стала соблазном для разного рода тунеядцев и проходимцев, желающих пожить за чужой счет. Строгость, монастырские нравы начали расшатываться, хотя монастыри и оставались убежищем для бедных и разоренных крестьян, приютом для сирот.

Монашеское служение Волоцкий рассматривал как особого рода социальное служение, монастырь – центр жизни православных людей, проводник справедливости и милосердия. Путь от внешнего к внутреннему, духовному, протекает у верующих людей не без участия Бога.

«Прежде о телесном благообразии попечемся, потом же и о внутреннем хранении», – утверждал он. Игумен Иосиф Волоцкий в начале своей деятельности был в оппозиции к великокняжеской власти, противился ее укреплению. Он утверждал безусловное превосходство духовной власти над светской, оправдывал наличие у церкви материальных ценностей. Позднее он стал ревностным защитником царской власти.

«Царь по своей природе подобен всякому человеку, – пишет он, – по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу». Правда, в своих проповедях перед людьми делал оговорку, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявол». В это время в России возникло движение, возглавляемое Нилом Сорским, который был не согласен с Волоцким и считал, что монастыри должны быть, прежде всего, средоточием подвижничества и молитвы, а монахи должны быть «нестяжателями»

– не иметь никакого имущества и питаться за счет плодов соб-ственного труда. Так началась полемика между двумя автори-тетными церковными деятелями и их сторонниками. В одном только они были согласны: нужно провести монастырскую реформу для поднятия их авторитета.

Нил Сорский считал, что Церковь играет главную роль в преображении мира, монахи должны воздержаться от суеты и молиться, чтобы не произошло обмирщения Церкви – и потому не следует заниматься сельским хозяйством, иметь земельные участки, имущество.

Направление, возглавляемое Нилом Сорским, получило название «нестяжателей». Направление, выступающее в защиту монастырских имуществ, получило название от его главного защитника, апологета авторитета Церкви и царской власти Иосифа Волоцкого – иосифляне. Преподобный Нил действовал благостью, Иосиф – строгостью. Различие между обоими

лагерями сказывалось в их отношении к ереси. Родоначальником ереси был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде. Против «жидовствующих» выступил новгородский митрополит Геннадий, его поддержал Иосиф Волоцкий в своем публицистическом трактате: «Слово об осуждении еретиков».

Мыслитель, ссылаясь на Священное Писание, «Новый Завет», учения Отцов Церкви и церковную практику, доказывает необходимость непримиримой и жестокой борьбы с еретиками. Христианское милосердие к отступникам от веры он считал недопустимым, этому посвящены его книга «Просветитель» и многочисленные послания, защищающие Православие. Новго-родско-московская ересь развивала идеи, которые в конечном счете могли привести к реформации Церкви и к изменению го-сударственной власти в стране. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Они перевели с еврейского «Шестокрыл», астрологическая еретическая книга, в которой математические и астрономические знания переплетались с магией. Отрицая идею конца света, еретики не признавали грядущего воскресения, т.е. христианской эсхатологии.

Подобные суждения, умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Основой веры еретики объявляют пророческие наставления, мудрость пророков. Это противоречит святоотеческому преданию, господствующей православной религиозности. Они последовательно отрицали понимание Троицы, пытались ввести иудейскую догматику и обрядность, связанную с почитанием субботы, обрезанием, пользованием еврейским календарем. Об этом много сказано в исторических трудах великих ученых-историков: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Церковный Собор, созванный духовными иерархами и Московским князем в лице Ивана третьего в декабре 1504 года, поддержал иосифлян, которые вышли победителями в спорах с нестяжателями и еретиками.

Ересь в России в начале 16-го века была разоблачена и подавлена, Православная Церковь утвердила монопольное право

на руководство духовной жизнью общества. «После казни, со-вершенной над еретиками в 1504 году, все они, – писал историк Костомаров в своей «Русской истории», – как и их соумышленники и последователи, преданы были церковному проклятию на несколько столетий». Победа Иосифа Волоцкого и его последователей явилась предпосылкой позднейшего раскола, связанного с патриархом Никоном, его церковными реформами, основанными на противопоставлении «русского» Православия «греческому».

Умер русский просветитель, мыслитель, выдающийся церковный деятель Иосиф Волоцкий 8 сентября 1515 года.