Untitled.FR11
Unknown





Неравнодушная

природа





МОНТАЖ БЕРЕЗЫ



( Фантасмагория_)_



                                                        Во поле береза стояла...



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


ПЕЙЗАЖ БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

...вновь ушли и не вернулись
                                           рати.
Вновь разор в Отечестве
                                     и чад.
«Некому березу заломати ...» —
в женском общежитии кричат
песню...

           Помню-помню песни ваши
после смены,
в полузабытьи,
девушки
           от ...надцати и старше,
няни незамужние мои!..

Убегал я из дому без спросу
к песням вашим,
                      пряникам,
                                   рукам...
...Как услышу:
                      «Некому березу
заломати ...» —
слезы по щекам...

Не о прошлом речь —
о настоящем,
появившемся из пропастей.
Я, как чудо, в этом,
                            состоящем
из подростков, женщин и детей,
мире появился.

                      Пали рати.
Поколений цепь разор- ­
                                 вана.
«Некому березу заломати,
некому кудряву...»
                           Вот она!..
Белая... одна... белее снега...
седины седее...
                      символ наш...

Пейзаж
без человека,
бесчеловечный пейзаж.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.


ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПЕЙЗАЖА

— Где она...
               эта...
                   как ее...
                             белое дерево?—
спросит мой правнук.
                            И что же — в ответ?
                                                  Тишина...
Цивилизация,
что ты с природой содеяла?
Что ты с березою сделала?
                                        Где она?
Для опытов
                в холодильную камеру ее помещали
с температурой
                    минус 273,
а когда родной земле возвращали —
охали только:
                  «Жива-а... Смотри-смотри!..»
Где «железная » береза,
                                  береза Ф. Б. Шмидта,
которая в 3,5 р аза
                          прочней чугуна?
Топором!
            И — ни царапины...
                                  Пулею!
                                           И— не пробита...
Где ж она?..

Кому — сестричка,
                           кому — любимая,
кому —
           еще какая-нибудь родня,
истреблявшаяся
                      и неистребимая,
способная поросль
                           давать
от пня...

Что?
       Безо всякого риска вали?
Сорное дерево?
                       Прошлогодний снег?
...В сугробы сгребали бульдозером,
                          с аэропланов опрыскивали,
и последние колки —
                            э-эх! —
поворотом рек...

Скажет мой правнук,
                          от всех своих видео-стерео
отключившись,
в бездонное глядя окно:
— Надо попробовать эту...
                                 как ее...
                                          белое дерево
смонтировать,
хотя бы одно,
чтоб шелестело,
                      переливалось,
                                           кипело,
чтоб оживляло
                     индустриальный пейзаж.
Идею приняли.
Согласовали.
                 И — за дело!
Перво-наперво
                    трест организовали
                         «БЕРЕЗМОНТАЖ».
Запросили ученых:
                         «Отчего бела?»
«От органического красителя,
                                         бетулина в коре»,—
                                                        отвечали.
А отчего любима
                        да отчего мила —
этот вопрос обошли,
                            замолчали.
                  ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕТУЛИНА
              ПОСТРОИЛИ В РЕКОРДНО КОРОТКИЕ СРОКИ
Потом дознались,
              что в тонне березовых листьев сожженных
оставалось никеля
2 килограмма 500 граммов.

А сколько горечи оставалось
                                   в рощ ах опустошенных —
до этого не докопались,
                                   куда там !..
               (ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ФАБРИКУ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ
                      БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ ИЗ НИКЕЛЯ
                        СПРОЕКТИРОВАЛИ И ВОЗВЕЛИ.)
Прознали про фитонциды,
                                   несущие смерть микробам,
про серебро
                  в перегное березовых рощ...
И не было конца
                       новым заводам ,
                       фабрикам,
                       опытам,
                       пробам —
цивилизация работала
                                 на всю
мощь.

Еще
про черные черточки на бересте
                                       много чего узнали:
что чечевичками назывались,
                                           что они
весной и летом
                         дышали
и наглухо замуровывались
                                    на все студеные дни.
И стояла береза —
ни ж ива ни мертва...

Словом,
было потомкам
                      над чем помучиться...
...И здесь я проснусь.
                               Да черта с два!
Ничего у них
не получится.

И в окно посмотрю.
                          Что там, под березами,—
научно-технический прогресс?
                                          Я — за!
Но прогресс — под березами!
                                         А не под колесами —
белое дерево
бе-­
    ре­-
за.