Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



КРАТКИЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ДРУЗЕЙ

Заметным событием каждого человека является общение с людьми, близкими тебе по духу. Общение представляет собой уникальный, вполне сложившийся небольшой коллектив друзей, собиравшихся для диалога по проблемам, существующим на сегодняшний день, касающихся вопросов политики, философии, истории, литературы, живописи, в целом искусства, русской культуры. Назову известных персонажей данной неформальной социокультурной группы — среды: профессор философии Н.Д. Зотов, в доме которого в деревне Друганова, оставшемся ему в наследство от родителей, мы собирались; профессора Ф.А. Селиванов, С.П. Суровягин; профессор-литературовед Н.К. Фролов; доцент, писатель С.К. Ломакин; писатель З.К. Тоболкин, иногда наше сообщество посещали известные художники А.Н. Павлов, Б.И. Паромов. Прекрасный, выдающийся сибирский писатель Зот Корнилович Тоболкин иногда, обращаясь ко мне, шутил: «Мы с тобой трактористы, Станислав, случайно затесались среди профессоров-интеллектуалов, надолго, как ты думаешь?». Каждый из присутствующих докладывал, что им сделано за месяц, сколько лекций прочитано по линии общества «Знание», сколько прошло заседаний в областной библиотеке «Искусство и духовный мир личности», руководители: Ф. Селиванов, С. Ломакин. В течение 30 лет Н. Фролов, председатель, С. Ломакин, заместитель, мы руководили «Областным Обществом русской культуры» и отчитывались перед коллегами. В Зотовском доме заседания проходили один раз в месяц, все приходящие приносили для общего стола что-либо из еды, иногда готовили обеды и ужины на месте. У каждого из присутствующих были свои обязанности. В мою обязанность входило жарить картошку на большой сковородке. Экологически чистые продукты покупали у местных сельских жителей: масло, молоко, творог, яйца, сметану и др. Весело и дружно проходили часы общения друзей: анекдоты, байки, невыдуманные истории, розыгрыши… Розыгрыши носили этический характер, с элементами познания современной действительности.
Расскажу два случая: Николай Дмитриевич, Зот Корнилович и я собрались ехать в Тюмень, спешим на автобусную остановку. Рядом с домом два покосившиеся столба, скрепленных перекладиной. Мы с Николаем намереваемся, как обычно, пройти под перекладиной, нас настигает Зот Корнилович, хватает за руки и выдергивает из-под перекладины. Спрашиваем: «В чем дело, Зот?». «Никогда не проходите под перекладиной — повеситься можно». Можно, конечно, посмеяться, но прошло 16 лет с того времени, а я до сих пор обхожу перекладины, чтобы не повеситься… Второй случай: топим с Зотом Корниловичем баню, рассказываю содержание прекрасного рассказа Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный», этот персонаж взял за правило не работать в субботу. Все его помыслы и дела были связаны только с баней. В субботу он светлел лицом, оно становилось благостным. Парился Алеша по пять часов, отхлестав себя веником и лежа на лавке, он предавался размышлениям, разговаривая с самим собой. «Вы хотите, чтобы люди жили одинаково… да два полена и те сгорают не одинаково. Одно полено шает долго, а другое даже в конце, догорая, такую шапку огня выкинет, что диву даешься, откуда такая последняя сила?» Краткая пауза Зот Корнилович задает вопрос: «Станислав, ты когда выходишь из бани, сначала что надеваешь: майку или трусы?» Отвечаю: «Сначала крестик, затем трусы, потом майку». Пауза. Произносит одно слово «хорошо», больше никаких комментариев с его стороны не последовало. Иногда друзья предавались серьезным размышлениям о будущих своих книгах и статьях, которые должны вести от разрушительного культа материального потребительства к истинно духовным потребностям. У каждого из присутствующих были свои интересы в различных областях науки, культуры, литературы, живописи. Иногда наши встречи зимой проходили в мастерской заслуженного художника РФ Павлова Александра Николаевича.
Во время споров, чрезвычайно разнообразных, в своих проявлениях ученые, писатели, живописцы выказывали свои сформировавшиеся поведенческие структуры, раскрывающие тонкие механизмы различных взаимодействий. Эти разномыслия, связанные с жизненным опытом, воспитанием, интеллектом, характеризующие интегральные свойства человеческой психики, мировоззренческого подхода к проблеме, во всей широте и сложности рассматриваемых вопросов. Когда жаркие споры доходили (в основном по международным событиям, до критической массы), кто-либо из присутствующих обращался к Николаю Дмитриевичу Зотову, хозяину дома, с просьбой почитать стихи М. Лермонтова, К. Батюшкова, Е. Баратынского, А. Пушкина, Вл. Солоухина, У. Шекспира, Ш. Бодлера, Ф. Шиллера, И. Гете и др. Хозяин дома обладал феноменальной памятью, он мог сутками напролет читать стихи, успокаивая коллег и вызывая каждый раз восхищение собравшихся своими познаниями в различных областях гуманитарной направленности.
Общение — один из древнейших видов саморазвития человека, способности ориентироваться в контакте с внешним миром независимо от этноса, религиозной, национальной принадлежности. Ценность этой традиции состоит в том, что она сохранила и передала знание, обнаружение преемственности многочисленных поколений разных народов мира. Воспринимая эти явления, характерные для понимания процессов, уходящих в глубь веков, все более становятся явью, обретая черты реальной жизни. Сегодняшнее поколение не всегда осмысливает события прошлого, происходящие в данный момент процессы в России и мире. Показательно в этом плане отношение части сегодняшней интеллигенции к событиям, связанными с Украиной и ее западными покровителями. Немалая часть псевдоинтеллигенции покинула Родину — «Любо вам, лягушкам заморским, квакать на нас… а ведь мы православные!».
Как писал в свое время Лев Толстой: «Самое обычное явление нашего времени — видеть то, что люди, считавшие себя учеными, образованными и просвещенными, зная бесчисленное количество ненужных вещей, коснеют в самом грубом невежестве, не только не зная смысла своей жизни, но гордясь этим незнанием». Здравый, патриотический смысл, являющийся одним из составляющих мудрости нашего народа — это гуманистическая православная традиция, она вписывает в этический контекст, здравомыслие русского народа, опирающееся на нравственный фундамент во всех проявлениях жизни. В первой половине XXI в. европейской действительности происходит смена парадигмы политического мышления, связанная с общим изменением картины мира. В наиболее радикальных формах этот процесс находит выражение в фашизации ряда государств, приводящий население к эсхатологическому мышлению. Проблема состоит в способе его выражения, адекватном различным состояниям сознания. Русская действительность, базирующаяся на знании русской истории, культуры, образования, патриотического воспитания, являет в этом процессе свою русскую сущность, обнажая основы бытия мира и человека. В заключение своего небольшого эссе о дорогих мне друзьях замечу, что почти всем я посвятил статьи в разное время, а некоторым не одну, пытаясь охватить те черты истины, которые остались за пределами наукообразности гуманистической традиции, связанной с их деятельностью. К великому сожалению, из числа нашей «могучей кучки» осталось только трое, но я убежден, что их многочисленные ученики и их книги продолжают будоражить мысли и чувства людей, не утратив духовные и нравственные традиции нашего времени, сегодняшней русской жизни.