Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



ТАЙНОЕ ОБАЯНИЕ ЖИВОПИСИ

Недавно прошла очередная выставка в Тюмени известного художника России Павлова Александра Николаевича, одновременно в издательстве АО «Тюменский дом печати» вышел альбом «Времена года. Музыка русской живописи». Прекрасному альбому с живописными работами разных времен года Павлов, в виде эпиграфа, предпослал свои поэтические строчки:
Мой друг, прими мои восторги,
Этюдов красочный настрой,
Родной природы образ кроткий,
Воспетый дерзостной рукой.

Поистине не может быть сомнения в том, что произведения поэзии и живописи вызывают наибольший восторг тогда, когда им удается растрогать нас, читателей, зрителей. Живопись, поэзия, музыка — посредник и примиритель природы и человека. Их колдовские чары способны породить в нас страдания или возвышенные устремления к прекрасному, объяснить тайное обаяние живописи. Живопись отображает души через внешний облик. Ее музыкальное сопровождение в душе, происхождение того наслаждения, которое мы испытываем от стихов и картин, надо признать, не каждому дано. Погружаясь в «Цветы осени», «Бабье лето», «Зимний сон», «Вербное воскресенье», эти полотна Павлова проявляют особое, мощное воздействие на зрителя, вызывают в памяти хранящиеся в девственной чистоте наиболее глубокие, устойчивые природные эмоциональные связи, которые могут быть осмыслены и бережно актуализированы человеческим разумом.
На выставке художника я простаивал перед картинами: «Вешние воды», «Весной», «Туман. Белые ночи», «Тишина», «Ливни золотые». И думал: Павлов своими работами очеловечивает природу, дает возможность внедрения человеческих мыслей и страстей во все явления, которые зритель созерцает: цвет, форма, движение — эти элементы объединяют искусство, сливаясь в единую нравственную идею — любовь к своей Родине. Живопись — явление чисто человеческое, и зритель, посетивший выставку картин художника, сохраняет в своей душе полотна, предназначенные для насыщения его интересов, эмоций, чувств, сохраняет в памяти отчетливые образы над человеческой душой. Большое впечатление произвели на меня полотна: «Березки. Деревенька», «Осенний вечер. Стожок». Почему-то вспомнились строчки моего земляка, прекрасного поэта Владимира Гундарева: «Деревня моя, деревянная, добрая,/ Смотрю через дали я из-под руки», и еще мои любимые строчки, которые точно соответствуют упомянутым картинам художника.
Берез серебряные волосы
Струятся медленно в снега.
Оставив шалости и вольности,
Умчался ветер за стога.
Стога в тулупах отороченных
Стоят, как будто сторожа…

Художник посвятил более десятка картин деревне, вид которой вызывает ностальгию об уходящем укладе жизни, всепоглощающей, глубокой тоске, связанной с исчезновением малой родины, а с ней — и социального слоя людей. Полотна имеют историческое значение.
Картины Павлова: натюрморты, портреты, этюды, пейзажи, природные сибирские зарисовки вызывают слияния чувств с мыслью. Происходят полеты ассоциаций при малейшем, едва уловимом сходстве, но всегда обязательное возвращение к собственному опыту, руководствуясь в своих мнениях в зависимости от того, насколько оно подходит под их мерки. Возникает вопрос: а могут ли зрители правильно судить о произведении живописи, о его главном достоинстве — творческой фантазии, которая явственно отличает талантливого художника от простого ремесленника. Наверное, показателем могут служить многочисленные отзывы зрителей, посетивших выставку того или иного художника. Процитирую лишь одно суждение о Павлове Вл. Леняшина, доктора искусствоведения, академика, вице-президента Российской академии художеств: «Павлов живет в природе. Любит он ее? Странный вопрос. Он дышит с ней одной жизнью, породнен с ней: он — ее малая часть, пытающаяся понять смысл своего в ней существования. И его творчество естественным образом оказывается опытом живописного истолкования того, что он увидел и услышал в беспредельном природном бытии».
Живопись расшифровывает действительность, в ней не может не заключаться божественный смысл. Все небесное, земное несет нам свет, свежесть дождя с небес. В том и состоит величие живописи, что она являет нам вечность, возвещая о существовании нового мира, выбирая между направлениями и устанавливая связь между прошлым, настоящим и будущим.
С нескрываемым удовольствием листаю прекрасно оформленный, красочный альбом, снова и снова любуюсь картинами, которые я видел во время их зарождения, мои дружеские связи с Александром Николаевичем продолжаются несколько десятилетий. Его творческое взросление, становление, известность начинались с персональных выставок в Тюмени, с 2006 года полотна тюменского художника экспонировались в залах Государственного Русского музея, позднее — в Венгрии, Австрии, Риме, Париже, Чехии, Дели, Лиссабоне. Имя заслуженного художника России Александра Павлова известно не только в России, его работы находятся во многих музеях стран мира. Тюменский художник своим реалистичным искусством в век утраты фундаментальных смыслов, по отдельным закромам многоликой культуры пытается сохранить традиционные православные ценности, являющиеся источником, основанием духовной жизни России.