Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



ПОД СТУК КОЛЕС РОССИЯ РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ

В издательстве «Дом печати — ВЯТКА», г. Киров, вышла поэтическая книга Александра Новопашина под броским названием «Новый ковчег». Стихи были благосклонно приняты читателями, часть из них прочитана по местному радио артистами Тюменского драматического театра. В книге сделана попытка перевести стихи размером подлинника, состоящие из восьми строк, с воспроизведением всего того сложного и строгого узора аллитераций и внутренних рифм, которые составляют сущность новопашинского стихосложения. Каждое восьмистрочное стихотворение иллюстрировано в соответствии со смысловым содержанием, замысловатые и похожие на загадки фигуры, причудливое переплетение отдельных предложений между собой отражают внутренний мир поэта, служат ему своеобразным камертоном, который с необычайной чуткостью отзывается на человеческие горести, радости, страсти. И только сквозь призму своих и чужих радостей и страданий просвечивается представление о стихотворной форме, воздействующей на читателя. Процитирую одно из стихотворений, в котором автор, владея определенной формой, умеет зашифровать заданные смыслы. Сначала вклиниваясь между сделанным выбором и уже начавшимся действием, он затем в силу своего миропонимания, осуществляющегося выбора, влияет на восприятие читателя. Стихотворение: «Искупление».
Сшивая белые полотна
Холодною стальной иглой,
Ты осень пеленала плотно
В прощальный саван кружевной.
На красных ползала коленях,
Мольбою грела кисти рук,
Чтобы за все твои мученья
Господь простил когда-нибудь.

Когда внутренняя мотивация автора еще не утвердилась и не прояснилась, каждый проблеск будущего стихотворения в его начальной точке будит воображение поэта, основываясь на жизненном, социальном, нравственном опыте. Совершенно необходимой предпосылкой для формирования взглядов поэта является накопление достаточно обширных и глубоких знаний, почерпнутых в процессе деятельности, общения с людьми, книгами, это сопряжено с постепенным ростом ясности и отчетливого осознания действительности, понимание которой перетекает во внутренний свет писателя. В стихотворении «Счастье» мы обнаруживаем запоздалое рассуждение о жизни на различных ее этапах:
Всю жизнь судьбе наперекор
Стремился к счастью,
Но так не понял до сих пор,
Что понапрасну
Рвал жилы из последних сил
И лез из кожи…
А счастье, к ночи загрустив,
Ждало в прихожей.

Новопашин, познав жизнь во всех ее проявлениях, старается донести до читателя всю неповторимость человеческих чувств, событий, природы; заставить его увидеть, понять, пережить то, что увидел, понял, испытал сам, и, надо сказать, автор в своем поэтическом восприятии мира максимально точен, его стихам присущи ясность, завершенность и порой даже изящество. Читатели, взявшие книгу поэта в руки, освободившись от рассеяний повседневного существования, как бы переливаются в творения автора, его духа, чувств и разума. Некоторые стихотворения автора настолько укрупняют мысль, придавая ей характер философского обобщения, и даже иногда эпатируют читателя. Используя восьмистрочную строфу, подытоживающую заключенное в ней суждение, поэт вносит в конце свойственные его таланту глубину, броские парадоксы, безмерность сомнений, целостность мироощущения. Стихотворение «Судьба» об этом:
От сытости до нищеты —
Всего два шага.
С огнем сердечной глухоты
Шутить не надо!
Судьбе не нужно много сил,
Чтоб всех расставить
И на скамье переместить
С бомжом местами.

Поэтический мир Новопашина очень разнообразен, он умеет постигать красоту и печали, трагедии мира и донести их до читателя. Его поэзии, несомненно, присущи русские черты, он неразрывными узами связан с родиной, выражает ее суть, эмоции, ее душу. Россия сегодня находится в сложных внутренних и внешних отношениях с миром. Сам этот жизненный путь в своей незавершенности, в своей неисполненности есть Божий замысел осуществления идеального общества — как Дела жизни. Вторгаясь в политику, автор намерен не только просветить читателя, но и предупредить, рассчитывая на действенность стихотворной формы и содержания. В стихотворениях «Демонстрация» и «Мать» поэт использует лаконизм, характерный для его стихов, за которыми нетрудно ощутить глубокую взволнованность и его мировоззренческие политические приоритеты:
Прости меня, Господи, что не сумела
Сынов удержать от убийственной бойни
На площади, залитой кровью и пеплом,
Под слоем тревог и надежд погребенной
Присядет на корточки бледное утро,
Закурит, прищурившись виновато.
Случайные жертвы «цветных» революций
Уже никогда не вернутся обратно.

Эти мысли-образы при чтении стихов нанизываются на живую нитку мироздания и мировоззренчески оформляются в сознании читателя.
Кровь пролитая взыскалась, где бы это ни происходило. Обезумевшая от ненависти толпа, убивавшая невинных людей, не воскресает убиенных, об этом печалится поэт, призывая нас к светлой жизни. Трагическое (катарсис) проходит испытание и очищается сознанием поэта, являя страдание к сознанию воспринимающему. В данном случае понимание трагического является сущностным (если не определяющим) моментом для понимания художественного языка, выражает и отражает бытие мира и человека в начале XXI столетия. И в то же время поэт верит, что все невзгоды рано или поздно минуют Россию, призывает верить в человека и его возможности благодаря целесообразности и гармонии, в нем заключенной.