Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



«ЭТО БЫЛО И ПРОШЛО»

Известный тюменский художник Борис Иванович Паромов выпустил альбом «Тюмень уходящая» в 2005 году. Это событие в культурной жизни Тюмени, прямо скажем, не частое. Открыв альбом, человек погружается в историю прошлого города. Искусствоведы часто пишут о том, что живопись должна быть современной, т. е. должна живописать современные нравы, отражать ритм времени, современную архитектуру городов России. Все это так, но большое несчастье для людей — потерять то, что предшествовало, что прерывает три фундаментальных измерения нашей жизни: прошлое, настоящее, будущее. Кто скажет, какова ценность каждого из этих измерений? Судьба, история любого государства непрестанно движется из прошлого через настоящее. Для разных людей ценность трех измерений времени не одинакова: об этом свидетельствует вся история развития человеческого общества.
Потомство судит художников не по их положению в обществе, как, впрочем, всех творческих людей, а по их трудам. Работы Б. Паромова отличают принцип историзма, тщательная выверенность композиции, тонкий эмоциональный и живописный строй. Альбом открывается картиной «Ермак». На нас смотрит суровое русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. Он плывет с сотоварищами в лодке, преодолевая водное пространство. Лицо светится особым внутренним оживлением. Выразительный овал лица, умный высокий лоб, смоляная борода, острые и проницательные глаза. Все части стального панциря оттеняют могучую фигуру Ермака. Руки атамана создают впечатление напряженного ожидания будущих событий. По небу проходят тяжелые черносвинцовые тучи, почти задевая парусник. Сюжет картины не показной, а глубокое, идущее от искренности, знание исторических событий и убежденности художника. Когда мы смотрим на пейзажи Паромова, мы испытываем смутное желание побывать в этих местах. Очарование природой обуславливается целым рядом деталей, без которых, конечно, можно обойтись, но они привносят прекрасные эффекты воспринимаемого пейзажа. Так, картины «Аллея в горсаду», «Бабье лето. Ул. Володарского» вызывают у нас стремление постичь намерение художника, сокровенную мысль, что побудила его к написанию этих картин. Пушистые деревья не затеняют аллею, вдалеке виднеющийся храм, они образуют переднюю плоскость, играют роль световоздушных средств. На фоне тонко переданы переходы цветов, в которых сочетаются голубое небо с белыми и розоватыми у горизонта, темнеющими наверху облаками. В картинах «К вечеру мороз», «На Орловской» сдержанная и спокойная цветовая гамма побуждает вглядеться повнимательней в дома, запорошенные снегом. Всякий элемент дома, окно, карниз, забор, виднеющиеся вдалеке деревья, имеют ясные границы и самостоятельное значение, показывающее большое профессиональное умение живописца. С удивительной проницательностью вникает Паромов в строение домов и храмов, в причудливые узоры на окнах и карнизах, в тончайших оттенках раскрывает важнейшие подробности, сокровеннейшие черты старых построек. Размышляя над картинами, приходишь к мысли, что никакой историк в своих исследованиях старого города не способен отразить то, что под силу художнику, который точными мазками способен запечатлеть прошлую жизнь города, связывая один отрезок отдаленных времен с другим. Интуиция живописца побуждает его к поиску таких нетронутых мест современной цивилизации в Тюмени, что удивляешься: как же мы проходим мимо такой красоты? В картинах «Весна на Заречной улице», «Заречье. Март» Б. Паромов очень точно вводит линию исторических ассоциаций, выказывая настроение через свет, падающий на старые строения, которые словно рассказывают зрителю о людях, живших в них и, возможно, живущих сегодня, об их долготерпении, радостях и страданиях. Страдания художника всегда обостряют русское зрение. Прекрасный альбом выпустил художник. Он описал нашу малую родину в миниатюре, посвятив свое творчество прошлой Тюмени. Паромов описал Тюмень, где падает снег на дома, журчит ручей, где в сумерках встречаются день и ночь, где голубое небо расчерчено облаками или усыпано звездами, где разлиты контуры предметов старых домов, где взор прорывается в небесное пространство. Здравомыслящие потомки будут благодарны прекрасному художнику за «Тюмень уходящую». С удивлением, с полным ощущением причастности, они будут мысленно рукоплескать создателю дивных картин малой родины, а исследователи подивятся творческому вдохновению, внутреннему духовному богатству, которое не имеет границ у Паромова Бориса Ивановича.