Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ВЫСТАВКИ СЕРГЕЯ БОЧАРОВА

В культурной жизни областного центра Тюмени большое событие — выставка работ известного художника России Сергея Петровича Бочарова. Можно по-разному относиться к полотнам живописца, к его политическим воззрениям, которые естественным образом сказываются на всем его творчестве, можно соглашаться с ним или нет, но нельзя умалить его дарование, талант. Талантливым людям, как известно, живется всегда не просто, а иногда тяжко. Некоторые деятели, имеющие отношение к искусству, бывают терпимы, снисходительны ко всему и способны простить творческому человеку все его пороки и прегрешения, но кроме одного — таланта. Художник, достигший высот в своем творчестве — это самобытный, неповторимый альянс всевозможных умений, навыков, знаний. Это ум и цепкий взгляд на окружающую его действительность, это этические, эстетические, политические оценки, идеалы, впечатления, эмоции, чувства, душевные состояния, трансформируемые в свои полотна.
Сергея Бочарова знают ценители живописи во многих странах, он — профессор, обладатель Гран-при в Италии и Франции. Сегодня о его работах спорят искусствоведы, художники, поклонники, любители живописи. Одни С. Бочарова принимают полностью, другие — выказывают полное неприятие. Это было продемонстрировано людьми на закрытии выставки художника.
Время — основной критерий творца, оно как систематизирующая категория жизни творческого человека очень субъективно. Святой Августин в своей исповеди заметил: «Что такое время? Пока меня о том никто не спрашивает, я понимаю, просто созидаю и не затрудняюсь с ответом, но как скоро хочу дать ответ, что такое время, я становлюсь в тупик». Вечных творений художников, писателей, композиторов не существует, они отражают свое время, и если это время по событиям совпадает с умонастроениями людей в разные периоды жизни человечества, то он бывает востребован. Человеческие деяния таковы, что нельзя определенно утверждать, насколько они востребованы в данный момент и какова судьба творений в будущем. Работам С. Бочарова, будем надеяться, уготована долгая жизнь. Картины художника открывают принципиальную позицию с четкой установкой самовыражения («Явление народа», «Грачи прилетели», «Урок анатомии», «Неравный брак»). Эти известные произведения не отгораживают авторскую мысль от нашей действительности с ее враждебными социальными невзгодами для миллионов простых людей, эгоистических помыслов сегодняшних разрушителей России, правителей и олигархов!
Подобные картины — это вызов компрадорской буржуазии, создавшей себе материальное благополучие за счет простых людей и на горе людей. Это принципиально новое понимание самого творчества, а главное, его смысла и задач для каждого творца и для всей культуры России в целом. Когда начинаешь пристально вглядываться в картины и анализировать их, приходит понимание, что С. Бочаров, создавая свои произведения, делает ставку не на эпатажность, эфемерность, а на отражение реального бытия. Его рациональность связана с глубоким проникновением в суть вещей. Иногда кажется, что его Дух (высший инстинкт) залегает глубже сознания и способен действовать, в определенный период творчества, помимо художника. В работах чувствуется глубокое влияние западной живописи и эстетики. Однако традиции русской культуры — русской религиозно-философской мысли доминируют в его творчестве. И становится понятным благословение великого духовника митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна на создание многих работ, ставших известными во всем мире. Такие работы, как: «Машенька», «Натюрморт с сухими цветами», «Тещины сказки», «Крым», «Набережная Ялты», «Вид на Ялту с Толикуровского холма», «Белая посуда», «Наташа Ануфриева» и др. отражают строй мысли и чувств их созидателя. Эти работы точно определяют духовно-нравственные ориентиры Сергея Бочарова.
В них он выступает как символ веры во все прекрасное и правдивое, они говорят о вечных истинах: красоте души человека, его умении созидать прекрасные вещи, о природном пронзительно русском пейзаже. Успех выставки Сергея Бочарова в Тюмени связан с тем, что его творчество бескомпромиссно правдиво. Разительная контрастность, в которой мы живем, резкая социальная полярность его портретов — не выдумка, не фантазия, а следствие самой жизни, это находит понимание и восхищение у посетителей его выставки. Сергей Бочаров не обманывается и вполне объективно, трезво оценивает изображаемую им действительность. Поиски художником добра, красоты, истины, полные трагизма, противоречий, надежды и веры, и делают произведения Сергея Бочарова столь значительными и созвучными современным дискуссиям о будущем России.