ИСАЙ ДАВЫДОВ
ЧУЖАЯ КНИГА


РАССКАЗЫ


САШКА


— А теперь, Копылов, принеси свой дневник, — сказала Анна Петровна. — Ты почему-то всегда выходишь к доске без дневника.
Сашка понуро поплелся к своей парте, взял засаленный дневник и положил его на учительский стол. Анна Петровна вывела жирную двойку. Не дожидаясь, пока высохнут чернила, Сашка захлопнул дневник.
С передней парты Владик Молчанов показал назад два пальца. Класс притих, и в наступившей тишине стало слышно, как Ритка Кузнецова прошептала:
— Опять!..
Сашка сел на свое место, положил голову на руки и представил себе, как вечером мама раскроет дневник, тяжело вздохнет и, поджав губы, уйдет на кухню.
Что ж, ему не привыкать… Все около него вздыхают, на всех собраниях о нем говорят и даже на совет пионерской дружины вызывали.
Ритка Кузнецова на совете так прямо и сказала:
— Копылов у нас отпетый. Еле-еле переполз в третий класс и опять учится на двойки.
Сашка тогда обещал исправиться.
А сегодня снова двойка!
Сашка до боли сжал зубы и уставился в окно. Ну и пусть отпетый! Ну и пусть! И никому он не будет объяснять, что в сегодняшней двойке виноват вовсе не он, а сама Ритка Кузнецова. Принесла вчера во двор котенка, поиграла с ним и бросила. А котенок бедный, мяучит, тычется во все стороны носом, есть просит. Разве Сашка мог его одного оставить? Конечно, не мог! Принес его домой, накормил молочным супом, который ему мама на обед оставила, игрушки котенку сделал — привязал к стулу бумажки на ниточках. А когда котенок наигрался вволю, ему уж постель была готова в тумбочке. Сашка вынул оттуда мамины ботики и галоши и постелил широкое китайское полотенце с розовыми полосками, которое взял в ванной. Только котенок почему-то в тумбочке спать не захотел и уснул на батарее центрального отопления, где ничего не было постелено.
А когда он уснул, Сашка и сам спать захотел. Где уж тут было делать уроки! Да разве это кому-нибудь интересно? Скажи про котенка — засмеют. Или ответят, как Ритка Кузнецова всегда отвечает:
— Надо было вначале сделать уроки, а потом развлекаться. Делу время — потехе час.
Сашке надоело смотреть в окно, и он стал слушать Анну Петровну, которая уже давно объясняла новый урок.
На перемене к Сашке никто не подошел. Ребята с жалостью поглядывали на него, как будто у него случилось большое несчастье. Месяц назад все так же глядели на звеньевого Владика Молчанова, у которого умерла бабушка.
Сашка вспомнил, как после прошлой двойки Владик Молчанов подошел к его парте и сказал:
— Подвинься!
Сашка подвинулся.
Владик сел рядом и протянул Сашке руку:
— Давай пять!
— Зачем это? — удивился Сашка. — Мы же се- годня с тобой здоровались.
— Все равно давай! Это в знак того, что мы с тобой вместе заниматься будем.
— Очень надо! — процедил Сашка сквозь зубы. — Помогать пришел, да? Как отстающему, да? Очень нам надо!
— Давай, давай! — улыбнулся Владик. Вопреки. Сашкиным ожиданиям, он не обиделся.
— Не дам! Не надо мне твоей помощи. Сам уж как-нибудь…
— Ну, послушай, Саша. — Владик пододвинулся ближе и обнял Сашу за плечи. — У тебя же никак не получается. А ты можешь хорошо учиться. Ведь написал же ты контрольную на четверку. Просто ты неорганизованный. Поэтому я и говорю: давай заниматься вместе. Честное пионерское, у нас получится. Это же очень просто.
— Очень надо! — Сашка повел плечом и сбросил руку Владика на парту. — Неорганизованный я, да?
Ну, и пусть неорганизованный! Ну, и пусть! И не твое дело!
— Брось дурить, Сашка. — Владик нахмурился, и от этого густой ежик белесых волос на его голове как-то резко сдвинулся вперед. — Это все мое дело, раз уж я твой звеньевой. Когда тебя в пионеры не хотели принимать, я первый за тебя поручился. Забыл, что ли? А ты говоришь, не мое дело. Сегодня после обеда приходи ко мне готовить уроки. Ладно? Или, хочешь, я к тебе приду.
— Не надо мне! — Сашка отвел глаза от Владика и в упор посмотрел на доску. — Сам как-нибудь управлюсь.
— Хорошо. — Владик стукнул ладонью по парте. — Дай честное пионерское, что сделаешь сегодня все уроки!
— Вот еще! По пустякам честное пионерское давать…
— Это не пустяки.
— Ну, ладно. Сделаю.
— Честное пионерское?
— Ну, честное. Сказал — сделаю!
Считая разговор оконченным, Сашка поднялся и побежал к дверям. Пока длилась перемена, он хотел покрутить во дворе колеса грузовика, который стоял на колодках.
Однако выбежать сразу во двор ему не удалось. В коридоре, возле дверей класса, его остановила Рита Кузнецова.
— Погоди, Копылов, постой.
— Ну, чего тебе?
— Не «нукай». Я с тобой серьезно говорю, как председатель совета отряда.
— Ну, говори серьезно. Только быстрей.
— Я решила до конца четверти заниматься с тобой по арифметике. Так больше нельзя. Твои двойки кладут черное пятно на весь класс. Сегодня приходи ко мне и будем решать задачи вместе.
Сашка захохотал:
— Ох, умора! Ох, умора! И думает, я буду с ней заниматься!.. Да я с девчонками сроду уроков не учил.
— А теперь будешь учить!
— И не буду! И не буду! Сроду девчатником не был. Девчонки все зубрилы.
— А ты хуже любой девчонки учишься!
Сашка промолчал. Действительно, ни у кого в
классе не было столько двоек, сколько у него.
Рита, увидев, что он молчит, осмелела:
— Так ты сегодня в четыре придешь ко мне, Слышишь? Это я тебе как председатель совета отряда приказываю.
— И не приду! — ответил Сашка. — Никакой совет не заставит меня к девчонкам бегать.
Он показал Рите язык и побежал во двор. Но не успел он выскочить за дверь, как раздался звонок. Сашка все-таки не остановился, добежал до грузовика, крутнул два раза ногой тяжелое заднее колесо и снова побежал в школу.
А сегодня ребята, наверно, думают о том, что он не сдержал честного пионерского. Чего доброго, еще из пионеров из-за этого исключат… А что? Очень даже просто! Раз не сдержал слова…
Сашка представил себе, как ему одному из всего класса придется ходить в школу без красного галстука. Это было так стыдно, так неприятно, что у него даже пропало желание бежать во двор, чтобы покрутить колеса грузовика.
После уроков, когда все собрались домой, Рита Кузнецова неожиданно объявила:
— Члены совета отряда, останьтесь. Будет экстренное заседание.
Сашка видел, как Владик Молчанов, который уже был у дверей, неохотно повернулся и сел за первую парту.
Дома, сразу же после обеда, Сашка разложил на столе учебники, сел и старательно вывел в тетради по арифметике: «20 апреля».
Затем он прочитал первую из заданных на дом. задач и стал прикидывать на промокашке, сколько в ней будет вопросов.
В это время к нему вбежал Ленька Перминов, который жил в соседней квартире. Кепка у Леньки была надета козырьком назад, глаза блестели.
— Сашка! — выдохнул он. — Косой настоящие магниты принес! Бежим во двор!
Косым во дворе звали Петьку Самсонова, у которого один глаз слегка косил. Отец Петьки работал механиком в гараже и часто приносил домой интересные вещи — сгоревшие свечи зажигания от автомашин, негодные шестеренки, а однажды даже принес настоящую баранку руля со сломанной спицей. Магнитов он до сих пор не приносил, и поэтому посмотреть на них надо было обязательно.
Через три минуты Сашка уже был во дворе и, взяв у Петьки один из трех больших, изогнутых, как подкова, магнитов, прикладывал его к водосточной трубе.
В это время к нему неожиданно подошел Владик,
— Ух, ты! Настоящий магнит? — спросил он. — Вот здорово! Дай-ка на минутку.
Сашка дал. Владик тоже приложил магнит к водосточной трубе и к замку своего портфеля. Потом он вынул из портфеля железную ручку, через которую очень удобно стрелять жеваными бумажными шариками, и приложил ее к концам магнита, ручка повисла, как приклеенная.
— Чей это магнит? — спросил Владик.
— Петькин. Вон косой пацан сидит.
Владик вернул Сашке магнит, и Сашка снова стал прикладывать его к водосточной трубе. Владик куда-то отошел. Через несколько минут, обернувшись, Сашка увидел, что он шепчется с Петькой Косым. Пошептавшись с ним, Владик снова подошел к Сашке. А Петька стал шептаться с Ленькой Перми- новым и потом с другими ребятами.
Сашка обиделся и решил ни о чем не спрашивать. Шепчутся без него, ну и пусть шепчутся!
Когда он испытывал магнит на пряжке своего ремня, Петька подошел и сказал:
— Давай магнит. Мне домой пора.
— Что это ты так рано?
— Уроков сегодня много. Давай!
Сашка неохотно отдал магнит и обвел глазами двор. Где же Ленька? Хорошо бы сейчас в ножички сыграть!..
Но во дворе никого, кроме них с Владиком, не было. Петька Косой вразвалочку входил в подъезд.
Сашке вдруг стало скучно. Одному во дворе делать было нечего. Владик ведь не будет в ножички играть…
Посмотрев по сторонам, Сашка зевнул, нагнулся, поднял кверху ноги и прошелся до скамейки на руках. Сев на нее верхом, Сашка стряхнул с ладоней землю и спросил Владика, который восхищенно смотрел на него:
— Что? Здорово?
— Здорово! Я так не умею.
— Подумаешь! Это легко. Хочешь, научу?
— Хочу. Только не сейчас.
— А когда?
— Позже. Или сегодня вечером, или завтра. Я к тебе приду.
— А сейчас что будем делать?
— Пошли к тебе, поговорим.
— О чем?
— Ну, пойдем — узнаешь.
Сашка встал, и они пошли к подъезду.
В комнате Владик с таинственным видом нагнулся над столом и сказал:
— Знаешь, что сегодня на совете отряда было?
— Нет.
— Ну, вот слушай. Я тебе по секрету скажу, потому что ты свой парень. Только ты никому ни звука. Слышишь?
— Слышу.
— Дай честное пионерское.
— Честное пионерское, никому не скажу.
— Ну, вот. Анна Петровна сегодня по секрету сказала нам, что в каникулы школа будет проводить пионерский поход по сбору пословиц и поговорок. Директор машину даст, и можно будет по всем деревням района ездить. А ночевать в палатках, у костра. Кто больше пословиц соберет, про того в «Пионерскую правду» напишут.
— Правда?
— Ага! Только в поход по одному человеку от каждого звена возьмут. И только тех, у кого по русскому в четвертой четверти двоек не будет. А то как же пословицы собирать, если русского не знаешь?
— Ну, и что? От нашего звена ты и поедешь.
— Я не поеду, — сказал Владик. — Я, как занятия кончатся, сразу — в лагерь. От папиного завода, А вот ты можешь.
— Меня не возьмут. Я же двоечник.
— Возьмут! Ты исправь, особенно русский, и возьмут. Я Анну Петровну упрошу. Поручусь за тебя — и все. Вот честное пионерское — если у тебя в четверти не будет двоек, я за тебя поручусь. Хочешь
пять?
Владик протянул руку ладонью кверху.
Сашка подумал. В поход ему очень хотелось. И он с размаху опустил на ладонь Владика свою ладонь.
— Идет! Прямо сейчас берусь за русский. Что нам сегодня задали?
…Незаметно пролетел час. Когда Сашка распрямил уставшую спину, все упражнения и у него и у Владика были сделаны, все правила — выучены.
— Пошли, погуляем, — предложил Сашка.
— Да, арифметику еще надо сделать, — сказал Владик.
— Не убежит она, арифметика! Пошли, погуляем немножко, а потом будем делать арифметику.
Сашка решительно встал из-за стола. Владику тоже пришлось встать.
Петька Косой со своими магнитами уже опять был во дворе, и Сашка стал прикладывать магниты один к другому и смотреть, какой стороной они притягиваются.
Вдруг из своего подъезда пулей вылетела Ритка Кузнецова и побежала к Сашке.
— Сашка! Сашка! — закричала она еще издали. — Ты задачи решил?
— Нет. А что?
— Ой, там в задачнике ошибка. С ответом не сходится. Я пять раз решала — и все не сходится. Ошибка там.
— Да не может быть, — сказал подошедший Владик. — В задачнике ошибок не бывает.
— Очень даже бывает! — возразила Рита. — Ты их решал?
— Нет еще.
— Ну, вот и не спорь. Если не веришь, пойдем — сам увидишь.
— Пойдем, — согласился Владик. — Увидим. Только пошли к Сашке. Мои тетрадки у него.
Сашка растерянно поддержал его.
— Да, Рита, уж пойдем ко мне.
— Ну, пойдем, — согласилась Рита.
Первая задача решилась удивительно легко. И с ответом точно сошлось. И вторая легко решилась. Над третьей Рита сидела долго, черкала бумагу и даже от злости порвала пером Владикову промокашку. Но задачу решила. И Сашка ее решил. И Владик тоже. И с ответом у всех сошлось.
— Не понимаю, — терла лоб Рита. — Чего же она у меня дома не выходила? Ведь пять раз решала — и все не сходится. А теперь сошлось…
— Ну, и хорошо, что сошлось, — сказал Владик. — И незачем думать, почему она у тебя не выходила.
— Правда, — поддержал его Сашка. — Чего теперь думать! Пошли лучше во двор.
— Сейчас пойдем, — пообещала ему Рита. — Только скажите, мальчики: вы по чтению стихи выучили?
— Нет, — сказал Владик.
— Ой, а как же?
— Подумаешь! — махнул рукой Сашка. — Все равно не вызовут. Пошли лучше…
— А вдруг вызовут? — Рита испуганно посмотрела на него.
— Да, могут вызвать, — серьезно качнул головой Владик. — И потом чтение — это ведь тоже по существу русский… Тут… — он прищелкнул языком и подмигнул Сашке, — тут не стоит рисковать.
Сашка понял: Владик намекал на поход. Оно и верно: чтение — тоже русский.
— Давайте, мы сейчас, быстренько, — предложила Рита. — Оно же маленькое.
Она взяла учебник Владика и стала читать вслух. Сашка и Владик повторяли за ней. Сашка почему-то выучил первый. Рита даже не повери- ла этому. Тогда Сашка, не глядя в книгу, без запинки прочитал все стихотворение от начала до конца.
Теперь этому не поверил Владик.
— Не может быть, чтобы так быстро, — сказал он. — Не может быть…
— Ну как же не может быть, — возмутилась Рита, — когда он только что прочитал его. Ну, Сашка, докажи ему — прочти еще раз.
Сашка прочел.
Тогда Рита захлопнула книгу.
— Вот теперь пошли гулять.
— А ты как же? — спросил Сашка.
— Я потом выучу. Я всегда перед сном учу.
— И я — перед сном, — сказал Владик.
Сашка недоверчиво покачал головой и подумал:
«И как это можно учить перед сном? Ведь спать хочется!»
Но разбираться в этом ему не хотелось. Он быстро засунул учебники и тетради в портфель и кивнул на дверь:
— Пошли во двор!
Владик посмотрел на будильник и сказал:
— Как мы сегодня быстро уроки выучили! И погулять еще можно. Давайте все время у Сашки учить! У него хорошо получается…
— Давайте, — согласилась Рита.
Сашка растерянно перевел глаза с Риты на Владика. Возражать теперь было неудобно.
— Ну, что ж, давайте у меня! — махнул он рукой. — А сейчас айда на улицу!
Во дворе они встретили Сашкину маму. Она шла с работы.
— Марш домой! — строго сказала она Сашке. — Пора уроки учить!
— Я уже выучил, мам.
— Не обманывай. Иди домой!
— Он не обманывает, — серьезно сказал Владик. — Он, правда, выучил. Я вам ручаюсь за него.
Мама внимательно посмотрела на Владика, на Риту, на Сашку, улыбнулась и стала медленно подниматься по лестнице.