498 Шамсутдинов Избранное Т
Николай Меркамалович Шамсутдинов








НИКОЛАЙ ШАМСУТДИНОВ







ИЗБРАННОЕ



СТИХОТВОРЕНИЯ




ТОМ 2




СОИМЕННИК СЕРДЦА


_Я_над_этой_колыбелью_

_Наклонилась_черной_елью._

_Бай!_Бай!_Бай!_Бай!_

_Ай,_ай,_ай,_ай…_

Анна Ахматова

26 августа 1949 года (днем),

Ленинград, Фонтанный Дом


Коренной северянин, известный российский поэт Николай Шамсутдинов родился утром 26 августа 1949 года, на Ямале, в семье торговых работников…

Вся биография будущего писателя тесным образом связана с Тюменской областью. Волею судьбы он неизменно оказывался там, где происходили судьбоносные для нашего края и страны события. Так, еще ребенком, в Березово, в 1953 году, он стал очевидцем рождения знаменитого газового фонтана, с которого началась великая нефтяная эпопея Тюменщины. Далее — три года жизни в небольшом селеньице Нумто, близ одноименного, священного для ханты и манси, озера, на берегу которого спрятана, по преданиям, легендарная Золотая баба… Не она ли дала мощный творческий заряд его ярким, вдохновенным произведениям о Тюменском севере?

В 1957 г. семья нашего земляка переезжает в Ханты-Мансийск, откуда, в 1965 г., в Нефтеюганск, в котором, после окончания школы, молодой литератор трудится в одном из подразделений НПУ «Юганскнефть», на знаменитом Усть-Балыкском нефтяном месторождении.

После службы в ВВС он возвращается в родной город, а осенью 1972 года переезжает в Сургут, где трудится на строительстве широко известной Сургутской ГРЭС, одновременно занимаясь творчеством, через некоторое время, к тому же, возглавив городское литературное объединение «Северный огонек», самое крупное о ту пору в Ханты-Мансийском национальном округе.

Окончив в 1980 году Литературный институт им. Горького в Москве, он, по рекомендации 7-го Всесоюзного совещания молодых писателей, становится в 1982 году членом Союза писателей СССР, первым не только в Сургуте, но и на в с ё м нефтяном Приобье.

Дебютировал наш земляк в литературе большим поэтическим циклом в «Литературной России» (Москва, 1976 г.), сразу выдвинувшим его в ряд значительных мастеров поэтического слова. С тех пор Николай Меркамалович широко печатается в «толстых» журналах, альманахах в столице, в стране, за рубежом, общее число публикаций в которых приближается к двумстам пятидесяти.

Назовем некоторые из этих изданий: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Нева», «Звезда», «Аврора», «Смена», «Подвиг», «Кругозор», «Крокодил», «Юность», «Литературная газета», «Магазин Жванецкого», «Пионер», «Костер», «Уральский следопыт», «Сибирские огни», «Лепта», «Крещатик» (Германия), «Paris-Париж» (Франция), «Поэзия» (Польша), «Дотика» (Словакия), «Альманах поэзии» (США), «Смена лет» (США), «Побережье» (США), «Новые берега» (Дания), «Венский литератор» (Австрия) и десятки других изданий.

Его самобытное поэтическое видение мира и выдающийся талант высоко оценены такими мастерами нашей словесности, как В. Астафьев, Евг. Евтушенко, Б. Окуджава, К. Кулиев, Д. Кугультинов, знаменитым французским славистом, профессором Сорбонны Ренэ Герра. Секретарь Союза писателей России, известный советский и российский критик Ст. Золотцев назвал его в статье «Студеная звезда…» одним из лидеров поэтического поколения 70-х…

Выпустивший в свет более двадцати книг, основные из которых — «Выучиться ждать» (Свердловск), «Прощание с юностью» (Москва, изд. «Молодая гвардия»), «Лунная важенка» (Москва, изд. «Советский писатель»), «Скуластые музы Ямала» (Москва, изд. «Современник»), «Женщина читает сердцем» (Свердловск), «Избранное» в двух томах (Тюмень), «Любовь без утоления» (Тюмень), «Жутье-бытье», книга юмора и сатиры, (Екатеринбург), «Пенорожденная», книга избранной лирики (Екатеринбург), «Заветная беззаветность», (Екатеринбург), Николай Шамсутдинов обладает могучей поэтической мускулатурой, создав широкие, поистине эпические картины северного бытия. Особенно показательна в этом отношении его поэма «Покорители», которую представляющий ее выдающийся писатель Виктор Астафьев назвал «поэмой-криком, поэмой-воззванием к человеческому разуму…».

Читатели, наблюдающие в развитии мощное дарование нашего земляка, отмечают, как постепенно от северных, локальных, проблем он перешел к освоению обширного материка, просторы которого исследовали Гомер и Катулл, Гораций и Сапфо, Петрарка и Микеланджело, Державин и Вольтер, ну, и, наконец, великий Пушкин… как, впрочем, сотни и тысячи поэтов разного калибра, избравших своей музой богиню любви…

Поэт-мужчина в любовной лирике восхищается Прекрасной Дамой, преклоняется перед ней, готов, наконец, за нее жизнь отдать… Но куда реже он способен на долгое, терпеливое сострадание, снисхождение к маленьким — и не очень — слабостям возлюбленной. Любовь как жалость — вот доминанта его творчества.

_Я_часто_падал_—_жизнь_меня_швыряла,_
_Но,_словно_прикрывая_и_храня,_
_Ты_обнимала_—_точно_отнимала_
_У_злости_и_отчаянья_меня._

_Ты_впитывала_боли_и_усталость…_
_Да_знать_бы_мне_в_ознобный_час_ночной,_
_Какой_ценой_все_это_доставалось_
_Неропщущей_тебе,_какой_ценой!_

О любви — Николай Шамсутдинов пишет с любовью. Парадоксально, но подобное некогда вменялось в вину А. Ахматовой ревнителями ханжеской морали… А вот Н. Шамсутдинов сумел подняться на качественно новую ступень в любовной лирике: он в своих стихах — то доверенное лицо, которому женщина поверяет свои радости и печали, невзгоды и радости, мысли и слезы. Он, в данном случае, — наперсник ранимой, мятущейся, рефлектирующей женской души. И — не просто наперсник, сочувственник, но и художник, плотными живописными мазками пишущий мир любви, в котором и он — один из участников бесконечной любовной драмы:

_Мы_разрушили_все,_что,_пеняя_друг_другу,_смогли,_
_И_покуда_нас,_радость,_репризы_твои_не_сожгли,_
_Перелетная,_перед_разлукой_дай_честное_слово,_
_Что_забудешь,_когда_бы_меня_ни_смахнуло_с_земли…_
_…Ничего_нет_дороже,_да_и_беззащитнее_нет,_
_В_череде_обещаний,_перевоплощений,_обличий,_
_Этой_тоненькой_тени,_на_жизнь_проливающей_свет._

Есть ли более убедительная иллюстрация этой любовной жертвенности, которой дышат строки Н. Шамсутдинова? Это глубоко выстраданное чувство одухотворяет многие строки книги «Заветная беззаветность».

В одном из своих программных стихотворений поэт нашел очень точный и содержательно емкий образ — «Женщина читает сердцем», который и служит для читателя своеобразным ключом к постижению творчества Николая Меркамаловича.

Стихи его откровенно эротичны и целомудренны одновременно. Восточный генезис поэта ощутим в прихотливых, пряных образах его стихов, в изменчивой, изощренной пластике строки. Особенно впечатляющи те его произведения, в которых он адресуется к возлюбленной, наделяя обращение неуловимым налетом иронии, а чаще — самоиронии:

_В_стужу,_на_даче,_в_придачу_к_тебе,_с_подачи_
_Кислой_простуды,_куксишься,_в_раздраженье_
_Цыкнув_на_музу,_ —_и,_всхлипнув,_та_озадачен_ —
_но_умолкает,_чтобы_выйти_спустя_мгновенье_
_И_—_не_вернуться…_

Уходя от лакирующей реальность силлабо-тонической гладкописи XX века, писатель опирается на ритмические конструкции, чтимые поэтами XVIII столетия:

_Греясь_в_гекзаметре,_славу_спустя,_незрячесть_
_Греческой_маски_—_рельефней_в_софитах_сцены,_
_Где_ты_провел,_неуступчив,_полжизни,_прячась_
_От_обязательств,_под_юбками_Мельпомены…_

Восторженным пером пишет он портрет любимой:

_…всю_тебя,_рядом,_от_губ_в_чепухе_прелестной,_
_Неисцелимо_пропахших_степною_любкой…_
_Клевером…_чем_там_еще… —_до_блаженно_тесной,_
_Нежной_ложбинки_под_облетевшей_юбкой…_

Сознательно усложняя лексику стиха, естественным образом вводя в стихотворную ткань редкие в повседневном обиходе слова — панацея, сардонический, ионический, гемофилия, мелос, бельканто, доминанта, амальгама, Николай Шамсутдинов бросает вызов всеобщему опрощению, победительному маршу масс-культуры, каждым своим стихотворением утверждая, что подлинное искусство — элитарно. Да, утверждает, а не декларирует, ведь, виртуозный стилист, он пишет о «_метафорическом_несваренье…_», которое зачастую ждет непосвященных.

Отточенную языковую изощренность художника иллюстрируют такие его образы:

_…в_памяти,_переминаясь,_стенает_море,_
_Ибо,_нахохлясь,_ненастье_ведет_ноздрями_
_К_северу…_



_Жизнь,_отбиваясь_от_рук,_все_с_лица_невеста,_
_Ибо_у_ветра_уроки_берет,_у_воли…_



_…подо_льдами_речное_устье_
_Спит,_и_капель,_ковыряясь_в_душе,_все_чаще_
_Взглядом_обводит_слепимое_захолустье…_



_…за_наливную,_молочную_лень_блондинок_
_И_золотой,_как_токайское,_ток_брюнеток…_



_…Вместилище_воплощений,_
_Ты_широко,_от_души,_меня_зачерпнула,_
_Чтобы_пролить_в_забвенье…_



_…Данте,_как_тень,_переходит_под_сень_сентября._



_В_осени,_оступившейся_в_постные_сны,_карандаш_
_Обирает,_почище_Борея,_цинготный_пейзаж…_



_Плоть_без_присмотра_души,_горькой_тенью,_ —_вот_я_
_Кто_без_тебя…_



_…пересмешник_вечности,_песок_
_Светло_шуршит_в_пространствах_розных_сфер._



_…Сентябрь_орудует_мастихином_
_По_изумленным_лесам,_что_грозят_пожаром,_
_Ибо_стихи_—_подмалевок_к_иным_стихиям,_
_Не_уловимым_сознаньем…_

И примеры подобной звукописи можно множить и множить…

Замечательно и то обстоятельство, что творчество его наглядно демонстрирует несомненное отрицание социополитического начала в подлинном искусстве, изживание прямолинейного нравственного пафоса, морализаторства, ведь _«…ветер_лупит_/_в_душу,_и_та_ему,_горькая,_рада,_ибо_/_дом,_не_любимый_тобою, —_тебя_не_любит…»_

К нему с полным основанием могут быть отнесены слова Владимира Набокова: «Все, что я имею, — это стиль…», ведь в результате упорного труда наш земляк выработал свой стиль, легко узнаваемый по обилию сложнотворимых метафор, которыми живописует поэт любящих и ревнующих, нежных и негодующих, ласкающих и порицающих _«соименниц_сердца…»._

Несколько лет назад, в результате варварских манипуляций врача-стоматолога, Николай Меркамалович стал инвалидом, потеряв способность членораздельной речи. Таким образом, сорвались его планы по преподаванию русского языка в университете Ниццы, куда поэта приглашали. И вот тут-то писатель как бы прозрел, осознав, что его «представления о человечности и любви словно «высосаны» из книг, из классики… На самом деле мир жесток в отчуждении от человека, «ушибленного» судьбой». Ну, как тут не появиться сарказму? И не случайно из-под пера его вышли вещи, составляющие цикл «Прозрение идиотов», так как сегодняшний тезис поэта — _«В_позднем_признании_—_прозрение_идиотов»._

Показательно, что с творчеством его знаком большой круг ценителей поэтического слова, так как стихи Николая Шамсутдинова переводились на языки народов СССР, а также на словацкий, английский, польский, шведский, датский, французский языки. Да и он не остается в стороне от переводческой деятельности, переложив на русский язык четыре книги иноязычных поэтов, закончив недавно работу над большим лирическим циклом хантыйской поэтессы М. Вагатовой.

Многочисленные встречи нашего земляка со студенческими и молодежными аудиториями Королевских университетов Копенгагена и Оденсе (Дания), Лионского университета и Парижского института восточных языков и цивилизаций (Франция), Ягеллонского и Варшавского университетов (Польша), публикации в журналах Словакии, Польши, Дании, Германии, Франции, Австрии, США создают у зарубежной читательской аудитории верное представление и о тюменской области, и о творческом потенциале известного российского поэта.

Сегодня во Франции готовится книга стихов Николая Шамсутдинова, предисловие к которой пишет профессор Ренэ Герра… К слову сказать, в сентябре 2007 года у Николая Шамсутдинова состоялась презентация его книги «Заветная беззаветность» в Париже, ибо в последней книге этому городу посвящены целые его лирические циклы.

Увы, жесткие рамки материала…

Свои размышления, в заключение, мне хочется подкрепить размышлениями безвременно умершего критика В. Рогачева: «…пиршество для гурманов — поэзия Николая Шамсутдинова, в которой вечная тема любви перекликается с душевными опытами европейской культуры. Здесь… уважительный диалог с Данте, Овидием — классиком римской античности, оживают древнегреческие ионические, иолийские лады и переданы те возвышенные страдания души, за которыми видна даль культурных штудий поэта…».

Его же, независимо от контекста, поддерживает процитированный мной известный критик Станислав Золотцев: «Книгу твою прочитал (имеется в виду «Пенорожденная»)… Я всегда знал, что ты безумно талантлив, но, даже с учетом твоих недавних «толстых» томиков, не ждал, что ты выдашь такую — совершенно иную по чувственно-эмоциональной насыщенности вещь. Это действительно современный Гимн Любви во всех ее проявлениях. Песнь Песней нынешнего… поэта. Это — главное, что меня радостно потрясло, главное, что могу сказать о «Пенорожденной»…».

Николая Шамсутдинова, переживающего пору своей творческой зрелости, с полным основанием можно отнести к числу больших, интенсивно и плодотворно работающих в литературе, мастеров поэтического слова. Ему, по его же словам, предстоит сказать еще много, настолько большим запасом жизненных впечатлений он обладает, исчисляя свой творческий стаж более чем сорока годами напряженного труда, и книга «Заветная беззаветность» заслуженно подытоживает его сложный, зачастую нелегкий, но — одухотворяющий жизнь, путь труженика и подвижника поэзии, следующего в своем творчестве постулату М. Горького «Эстетика — этика будущего»…

Читая его стихи, есть о чем подумать и что сказать…

Прочтем же их!

_Ирина_Матвеева_