Не снесло бы Трампу башню…
Павел Сергеевич Ситников









Павел Ситников

Не снесло бы Трампу башню…











_Россияне_находятся_в_ожидании_инаугурации_нового_президента_США,_с_которым,_возможно,_наша_жизнь_станет_чуть_легче,_а_новости_из-за_океана_-_не_такими_мерзкими!_

Вообще-то я себя считаю человеком далёким от политики (не зря её считают сродни древнейшей женской профессии), но башня Трампа, которую я обнаружил в своём «американском» фотоальбоме (не зря же она ждала своей первой публикации более 26 лет!) навеяла приятные воспоминания о самой дальней и самой интересной командировке в своей жизни. Итак, заканчивается ХХ век, год 1995-й… Ещё крепко стоят на своих периметрах башни-близнецы Всемирного торгового центра, а российские предприятия ещё только начали продавать забугорным миллионерам, поэтому курс рубля к доллару был всего 1 к 6…

К тому времени в центре Тюмени снесли все «деревяшки» под строительство нового музейного комплекса, и на расчётном счету строительства залежалась и дала неплохие проценты «кругленькая» сумма, которую надо было использовать куда-то во благо культуры. Проанализировав музейные достижения в России, напрашивалась необходимость изучить передовые музейные технологии именно в Америке, ибо мы строим не сарай для дров, а, согласно светлым помыслам, как бы лучший региональный краеведческий музей, как минимум - во всей Сибири, и посему надо его постараться сделать максимально современным и интересным. Вот и отправилось несколько ведущих музейщиков и десяток-два заслуженных работников культуры постигать богатый заокеанский опыт: от мелких экспозиционных «фишек» до регионального менеджмента сферы культуры в целом. Забегая вперёд, отметим, что, к сожалению, этот опыт почти не пригодился: ни к 2000-му, ни к 2017-му году новый музей так и не открыли, многие новаторские наработки прошлого века теперь смотрятся анахронизмом, и почти все участники той поездки уже вышли на заслуженный отдых. Но мозги музейщиков тогда были повёрнуты правильно (особенно у автора сих строк, самого молодого в команде), и если не на 180, то на 90 градусов уж точно! От пусть не стандартного, но провинциального мышления - к самому передовому и смелому, что, собственно говоря, и требовалось для создания музея XXI века.

Большую часть времени тюменская делегация жила на Манхеттене, в пешей доступности от крупнейших и популярнейших музеев мира. Наши дамы удивлялись экологии: за неделю даже туфли от пыли ни разу не вытерли, и это при таком-то трафике!!! «Виной» тому специальные фильтры, которые навязали установить всем автолюбителям в принудительном порядке. С музеями дела обстоят ещё удивительнее: оказывается, любая фирма или частное лицо может пожертвовать на любой музей любую сумму, и она ему автоматически зачтётся вместо налога государству (!). Нетрудно было догадаться, почему американские музеи процветают, причём многие из них, даже уровня нашей «Третьяковки» и Эрмитажа, совершенно бесплатны для посетителей. Такая забота о культуре на государственном уровне выглядит далеко не в нашу пользу! Хорошо бы перенять сей момент, пусть в качестве эксперимента и хотя бы на региональном уровне…

«Принимающая сторона» была немало удивлена поведением нашей делегации: вместо того (как другие служащие из России) ходить по магазинам и скупать дефицитные шмотки и аппаратуру, они ежедневно, почти маниакально «зачищали» один музей за другим, помечая там для себя все плюсы и минусы.










Например, в музее истории Нью-Йорка (у нас тоже планируется музей города Тюмени!) было скучно, потому и малолюдно. Несмотря на длинные ряды роскошнейших интерьеров квартир далеко не бедных американцев XIX века. Гораздо интереснее было в музее американских индейцев, для которых (надо ж как-то трёхвековой гнобизм компенсировать!) выстроили роскошнейшее здание с лепниной на берегу Гудзона. Там на славу постарались и художники, и экспозиционеры, чтобы «погрузить» посетителей во внутренний мир коренных народов. Музей «Метрополитен» поразил роскошью, - ну ещё бы: некоторые миллиардеры (вместо налогов-то) подарили ему не только дорогие экспонаты, но даже пристроили (удлинили) корпус здания, выдержав его в том же архитектурном стиле и напичкав картинами-подлинниками мирового уровня. Смотровая площадка на крыше музея впечатлила не меньше: светящиеся в ночи многочисленные небоскрёбы в мозгу записали фразу «Неосуществимое будущее России». Впрочем, сейчас в Москва-сити ощущения, наверное, похожие, если забраться внутрь футуристического квартала. Музей Соломона Гугенхейма, красующийся в любом учебном пособии по архитектуре, специализируется на новейшем искусстве. Может это кому-то и по вкусу, но отчего-то вспоминается оттуда только трёхметровый поролоновый унитаз, а уж после авторской выставки эпатажного фотографа со славянской фамилией Pitkin (специализация: трупы с фруктами и голые гермафродиты) захотелось пулей вылететь из музея, проклиная гнилой запад с его псевдо-идеалами (= вседозволенностью) в искусстве.










Как ни странно, но самую интересную, технически совершенную и нескучную (даже с элементами юмора!) экспозицию мы увидели в Американском музее естественной истории, что выходит фасадом на Центральный парк. Удачным находкам музейщиков был посвящён большой красочный доклад автора на пленарном заседании ежегодной научно-практической конференции «Словцовские чтения-1996» в Тюмени. Расписывать все тамошние прелести не стоит, - это требует отдельной презентации. Причём мы, профессионалы музейного дела, тогда не смогли даже обойти всё здание, оставшись буквально без ног. И не мудрено – это крупнейший в мире музей «природного» профиля.










Интересно было сравнить его экспозицию с Национальным музеем естественной истории, что в Вашингтоне. Удалось! Действительно, в Нью-Йорке покруче! Впрочем, в центре столицы США музеи идут в ряд один за другим. Приходилось смотреть их буквально на ходу, не останавливаясь, включая музей авиации и космонавтики (самый посещаемый в мире!).

Мощную лекцию по особенностям учреждений культуры в США нам провёл известный композитор Александр Журбин, иногда навещающий покинутую некогда Родину. Театральную постановку, изобилующую дорогущими декорациями мы заценили ещё в Нью-Йорке, на Бродвее. А уж, например, про то, как театры легко обходятся без ставок для артистов, узнали только на этом мастер-классе, что проходил в одной из гостиниц Атлантик-Сити, где мы транзитом останавливались по пути в Майами. Ночью кое-кто испытал на себе роскошь гостиничного сервиса высшего класса и азартное чувство наживы с помощью тупых «одноруких бандитов», которых там оказалось неимоверное количество, - как-никак это одна из мировых столиц игорного бизнеса.

Конечный пункт командировки – Флорида. Отдых в Майами после сумасшедших гонок по музеям. Но и там удалось найти и оценить «Музей науки и планетарий», нашпигованный техническими интерактивными стендами (мода пришла в Россию только сейчас под брендом «Галилео» и т.п.). За отдельную плату съездили в «Universum Studio», - этакий дисней-лэнд для взрослых. Вот где было подивиться новым технологиям! И тоже не зря. Грандиозные аттракционы (каждый стоимостью в несколько миллионов долларов) погружал туристов в сюжеты знаменитых американских блокбастеров («Челюсти», «Кинг-конг», «Охотники за привидениями» и др.), причём так безжалостно, что у входов в павильоны стояли предупреждающие щиты, чтобы их не вздумали посещать люди со слабым сердцем и нервами. Самая длинная очередь (часа два сами стояли, не меньше) - в павильон фильма «Назад в будущее». За три минуты полёта на машине времени все были выжаты как лимоны, но от пережитого восторга хотелось ещё раз встать в очередь, но время было ограничено. Впрочем, нечто подобное при желании и достаточном финансировании можно сделать и в Тюмени, - по приезду один из тюменцев (из скромности не скажу кто) написал сценарий подобного аттракциона под кодовым названием «Воронка времени», под него даже выделили отдельный зал в новом музейном комплексе. Правда, сюжет там не художественный, а научно-популярный, в основном с погружением в допотопную историю нашего края. Причём так натурально, и, надеюсь, не менее эмоционально, что работа этого зала планировалась аж на 23 часа в сутки, с работающим рядом музейным кафе для снятия стресса и чувства голода. Сбудется ли эта мечта – большой вопрос, ибо…










…в новейшей истории музея всё не так весело, как хотелось бы. Нет средств на творческие командировки, экспедиции, закупку музейных предметов. Одна мечта – в этом году хотя бы запустить здание фондохранилища музейного комплекса и освободить храм Спасской церкви, где до сих пор в далеко не лучших условиях работают самые опытные музейные работники, - хранители несметных ценностей нашего края, немых свидетельств истории и природы. А там, глядишь, и за головную экспозицию возьмёмся, - наш «лучший город Земли» уже более 30 лет мечтает о единой краеведческой экспозиции, которая должна быть ещё интереснее, чем в Тобольске или Ханты-Мансийске, иначе – никак, на то мы и профессионалы. Или кто-то сомневается, и у нас опять для самой творческой работы нагонят в новые музейные стены жадных до денег варяг?..










Павел Ситников

11 января 2017 г.

Интернет-версия: http://www.nashgorod.ru/news/news95725.html