Байкальская «однодневка»
Павел Сергеевич Ситников









Павел Ситников

Байкальская «однодневка»









_Большинство_наших_сограждан,_поставившее_в_своей_судьбе_галочку_напротив_Байкала,_пробыли_там_всего_несколько_часов,_чаще_всего_–_из_Иркутска_в_Листвянку_и_вечерком…_уже_обратно._










До нынешнего года таким был и автор сих строк. В тот самый год, когда наша страна распрощалась с Леонидом Ильичом, он со своим давним другом Андреем Соромотиным (сейчас он доктор наук, директор института, Почётный эколог России…) возвращался из экологической экспедиции в Забайкалье, и до самолёта случился как раз свободный денёк! Конечно же, весёлые студенты искупались в жутко ледяной воде Байкала, посмотрели музей лимнологического института и даже успели половить бабочек на живописных берегах озера.

В этом году программа-максимум супер-эко-тура «Таинственный Байкал» была сорвана бушевавшими пожарами, но посещение объектов южного Прибайкалья стало ей чуть ли полноценной заменой. Ещё в Улан-Удэ, купив красочный буклет, посвящённый Кругобайкальской железной дороге, группа тюменских экотуристов решила во что бы то ни стало по ней проехаться, посмотреть все прелести, расписанные на глянцевых страницах. Пусть даже для этого нам пришлось целый день ожидать подходящего поезда в Слюдянке (расписание поездов на тамошнем вокзале «хитрое»: как оказалось, часть из них указана по московскому времени, часть - по местному, вот мы и запутались …).










Сам вокзал в Слюдянке – местная достопримечательность, - он единственный в России сделан полностью из цельных гранитных блоков, смотрится весьма солидно, хоть и одноэтажный!

Но по приходу местного поезда, следующего по «кругобайкалке», началась жуткая беготня, ибо благодаря каким-то смешным ценам, его ждали многочисленные туристические группы школьников и местных жителей, для последних, кстати, это единственная возможность выбраться из своих микро-посёлков в город (параллельных автодорог нет, водного сообщения – тоже, а воздушного никогда и не было).










В составе поезда было аж два вагона! Естественно, они были набиты людьми под завязку. Остановки следовали через каждые несколько километров одна за другой, напоминая дачную электричку, поэтому средняя скорость была не намного выше велосипедной. Зато постепенно становилось немного свободнее, местные жители под хмельком стали ходить по проходу и живо делиться друг с другом нехитрыми новостями. Попытка запечатлеть на фото лица колоритных аборигенов привела к нескучному диалогу, который начался словами «А если я тебе сейчас по очкам дам?», и закончившемуся применением самбистского навыка к разозлённому алкашу. Если б не жд-полиция, что встала кордоном между противоборствующими сторонами, то неизвестно, чем бы всё это закончилось: оказалось, что туристов там не любят. Или, по крайней мере, не все…










Но главное – через грязные стёкла вагонов снимать красоты Байкала было ну очень плохо, а форточки окон открывались лишь на узенькую щель, видимо специально, чтобы пассажиры не бросали из вагонов освободившуюся после пития пустую стеклотару. И хотя по пути следования мы отметили для себя немало уютных поляночек для пребывания туристов, но впечатление от «кругобайкалки» было далеко не радужным. Для непосвящённых лишь добавим, что коммунистическая идея сделать железную дорогу вокруг всего озера обернулась такими техническими трудностями и финансовыми затратами, что всё закончилось именно этим кусочком, составляющим не больше 5% от периметра Байкала.

Позже оказалось, что богатые туристы за месяц-два бронируют себе места на совершенно другой рейс по тому же участку (там и бар, и «зелёные» стоянки, и окна для фото-сессий), но стоит это уже в десятки раз больше! Сначала в Иркутске садят пассажиров в автобус, везут в Слюдянку, и только там пересаживаются на особый, выполненный в стиле «ретро» чудо-поезд. Кто ж знал, что так всё сложно?










Тем не менее, под вечер мы оказались в портовом посёлке под незамысловатым названием «порт Байкал». Туалетов там для таких бедолаг, как мы, не было, гостевых домов – тоже, зато работал единственный сельский магазинчик. Перекусив на прибрежной поляночке, что было в «загашнике», и посетив после этого некоторые полузаброшенные строения и высокую травку, мы дождались вечернего рейса парома на Листвянку.












Прибыли уже в темень. Найти себе приют помогло частное объявление на остановочном комплексе. Хозяйка благоустроенной квартиры за два рейса на своей легковушке помогла даже перевезти всю нашу поклажу. Старалась вовсю, - видно, за пару ночей заработать лишнюю «десяточку» удаётся не каждый раз (тем паче мы устроились почти все в спальниках на полу)!










Конечно, наутро мы первым делом посмотрели «Байкальский музей», - современное учреждение, с интерактивом и отличным оформлением. Там же большие аквариумы с живыми рыбами Байкала и даже нерпами. Хоть здесь их увидели! При музее – небольшой бесплатный дендропарк, где удобно скоротать время туристам до рейса обратно в Иркутск. Однако, тюменские экотуристы заказали водную экскурсию по Байкалу. Правда, из-за задымлённости воздуха было мало что видно, но зато запомнились многочисленные, изготовленные из пустых бутылок, буйки сетей браконьеров. Никто их не «трясёт»,- значит, как везде, охранники биоресурсов объекта ЮНЕСКО «в доле»!










После обеда поднялись на «канатке» на вершину горы Черского. Место, ничего не скажешь, красивое, хотя даже сверху всё из-за дыма было как в тумане. Наверное, некоторым художникам, кто так всё рисует, и понравилось бы, а нам опять фото-сессия была изрядно подпорчена.

Утром нам хозяйка посоветовала ехать в некие Большие Коты, - дескать, каким-то её жильцам-иностранцам там понравилось даже больше, чем на Ольхоне! Это недалеко, туда якобы даже пешком за день можно дойти, но мы отправились всё же с ветерком, на судне с подводными крыльями, и совершенно не пожалели, - именно там мы увидели Байкал таким, каким его помещают в глянцевых журналах и на магнитиках. Но об этом в следующей, заключительной статье нашего нескучного «6-серийного» опуса!



Павел Ситников.

Фото автора.



Интернет-версия (с другими фотографиями): http://www.t-i.ru/article/new/5669