Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






«ЭТО БЫЛО И ПРОШЛО»


Известный тюменский художник Борис Иванович Паромов выпустил альбом «Тюмень уходящая» в 2005 году. Это событие в культурной жизни Тюмени, прямо скажем, не частое. Открыв альбом, человек погружается в историю прошлого города. Искусствоведы часто пишут о том, что живопись должна быть современной, т.е. должна живописать современные нравы, отражать ритм времени, современную архитектуру городов России. Все это так, но большое несчастье для людей – потерять то, что предшествовало, что прерывает три фундаментальных измерения нашей жизни: прошлое, настоящее, будущее. Кто скажет, какова ценность каждого из этих измерений? Судьба, история любого государства непрестанно движется из прошлого через настоящее. Для разных людей ценность трех измерений времени не одинакова: об этом свидетельствует вся история развития человеческого общества.

Потомство судит художников не по их положению в обществе, как впрочем, всех творческих людей, а по их трудам. Работы Б. Паромова отличает принцип историзма, тщательная выверенность композиции, тонкий эмоциональный и живописный строй. Альбом открывается картиной «Ермак». На нас смотрит суровое русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. Он плывет с сотоварищами в лодке, преодолевая водное пространство. Лицо светится особым внутренним оживлением. Выразительный овал лица, умный, высокий лоб, смоляная борода, острые и проницательные глаза. Все части стального панциря оттеняют могучую фигуру Ермака. Руки атамана создают впечатление напряженного ожидания будущих событий. По небу проходят тяжелые черно-свинцовые тучи, почти задевая парусник. Сюжет картины не показной, а глубокое, идущее от искренности, знание исторических событий и убежденности художника. Когда мы смотрим на пейзажи Паромова, мы испытываем смутное желание побывать в этих местах. Очарование природой обуславливается целым рядом деталей, без которых, конечно, можно обойтись, но они привносят прекрасные эффекты воспринимаемого пейзажа. Так картины «Аллея в горсаду», «Бабье лето. Ул. Володарского» вызывают у нас стремление постичь намерение художника, сокровенную мысль, что побудила его к написанию этих картин. Пушистые деревья не затеняют аллею, вдалеке виднеющийся храм, они образуют переднюю плоскость, играют роль световоздушных средств. На фоне тонко переданы переходы цветов, в которых сочетаются голубое небо с белыми и розоватыми у горизонта, темнеющими наверху облаками. В картинах «К вечеру мороз», «На Орловской» сдержанная и спокойная цветовая гамма побуждает вглядеться повнимательней в дома, запорошенные снегом. Всякий элемент дома, окно, карниз, забор, виднеющиеся вдалеке деревья, имеют ясные границы и самостоятельное значение, показывающее большое профессиональное умение живописца. С удивительной проницательностью вникает Паромов в строение домов и храмов, в причудливые узоры на окнах и карнизах, в тончайших оттенках раскрывает самые важнейшие подробности, сокровеннейшие черты старых построек. Размышляя над картинами, приходишь к мысли, что никакой историк в своих исследованиях старого города не способен отразить то, что под силу художнику, который точными мазками способен запечатлеть прошлую жизнь города, связывая один отрезок отдаленных времен с другим. Интуиция живописца побуждает его к поиску таких нетронутых мест, современной цивилизации в Тюмени, что удивляешься, как же мы проходим мимо такой красоты. В картинах «Весна на Заречной улице», «Заречье. Март» Б. Паромов очень точно вводит линию исторических ассоциаций, выказывая настроение через свет, падающий на старые строения, которые словно рассказывают зрителю о людях живших в них и возможно живущих сегодня, об их долготерпении, радостях и страданиях. Страдания художника всегда обостряют русское зрение. Прекрасный альбом выпустил художник. Он описал нашу малую Родину в миниатюре, посвятив свое творчество прошлой Тюмени. Паромов описал Тюмень, где падает снег на дома, журчит ручей, гам, где в сумерках встречаются день и ночь, где голубое небо расчерчено облаками или усыпано звездами, где разлиты контуры предметов старых домов, где взор прорывается в небесное пространство. Здравомыслящие потомки будут благодарны прекрасному художнику за «Тюмень уходящую». С удивлением, с полным ощущением причастности, они будут мысленно рукоплескать создателю дивных картин Малой Родины, а исследователи подивятся творческому вдохновению, внутреннему духовному богатству, которое не имеет границ у Паромова Бориса Ивановича.