Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ


В течение двух последних десятилетий в нашей системе педагогического образования утвердилось представление о том, что уроки труда как предмет необязательный. Трудности понимания значения ручного труда в сугубо междисциплинарной проблеме, каковой является анализ целесообразного в самом широком смысле подхода к изучаемым дисциплинам в школе. Такое отношение стало доминирующим в системе профессионального образования, которое можно сказать с легкой руки либералов-демократов, руководивших страной в 90-е годы было уничтожено. Финансово-экономический кризис в России, до предела обостривший социальные проблемы, поставил задачу развивать не сырьевую экспортную модель развития экономики. Руководством страны объявлена стратегическая задача, связанная с модернизацией страны. Общеобразовательный национальный проект обратил внимание на создание новых кадров, способных реализовать национальную программу, поднять на ноги, тысячи угасающих предприятий, ввергнутых в период перестройки в социальную депрессию. Развал и хаос в стране сказался не только в экономике, но и в культуре, так как искусство не может быть отделено от всей жизни народа, его духа. В литературе, соответственно и в театре, не появилось ни одного произведения на производственную тему, где простые труженики ищут смысл жизни, стремятся к справедливости, чистой любви.

Нам показывают через СМИ прожигателей жизни: прохиндеев, проституток, гарцующих своими бедрам; крестьянин, рабочий, честный человек труда выпал из обоймы современной цивилизации. Возникает известный русский вопрос, что делать? Не становясь в позу духовного отца пастора, выскажу некоторые свои соображения по вопросу о трудовом воспитании. Потребности развития любого общества предполагают выдвижение таких ценностей, которые бы правильно ориентировали наставников, родителей в воспитательной работе, при формировании морального сознания детей.

Из нравственных ценностей главная роль принадлежит труду. Многочисленный отряд людей, связанный с воспитанием и образованием, считает, что душа ребенка – мягкий воск, из которого можно слепить что угодно, чистая доска, на которой' можно изобразить всё. Tabula rasa – это обман воображения. Многие тысячелетия существования человека, его переживания, закрепляемые путем наследственности в психической организации индивидуума, не мог возникнуть в результате пустоты. Эмоции и чувства возникли в процессе трудовой деятельности. Настоящее развитие – и не только рук, но и всего тела и ума – дается физическим трудом.

Человеческий мозг – сложнейшее устройство, имеющее поразительную архитектуру, связанных с деятельностью рук. В нем одновременно идет множество самых разных процессов. Распределение этих информационных процессов зависит от физического состояния человека. Но поскольку мозг не ограничивается генетическими программами, то возникает объективная потребность в физическом труде всего организма человека. Л. Толстой интуитивно угадывал взаимосвязь, взаимозависимость умственного и физического труда. Вот его суждения: «физический труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет её, будит в человеке творческие силы».

Писатель – мыслитель, открывший яснополянскую школу для крестьянских детей, на практике убедился в соотношении физического и умственного труда. Он утверждает, что знакомство с ремеслом, работа руками, действует на весь склад мышления, придавая мысли больше точности, основательности, положительности.

В процессе физического труда на межличностных взаимодействиях, создастся атмосфера оценочного смысла проделанной работы, представлений школьника о себе. Немаловажную роль играет, на уроках труда фактор формирования не только самооценки, но и идентичности. Чтобы крепко стоять на ногах, школьник должен иметь возможность решать назревшие проблемы самоопределения. Подросток, обучающийся в старших классах, должен думать о реальной перспективе приобщения к той или иной сфере деятельности. Воспитание детей должно быть направлено не только на развитие умственных способностей, сколько на развитие характера, воли, выносливости, здоровья, а эти черты воспитываются в процессе физического труда. Если мы хотим создать истинную христианскую культуру, то мы должны создать её внутри человека и вне его. Поэт Н. Заболоцкий писал:

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много.
Я живой.

Личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе взаимодействия подростка с себе подобными в процессе труда. Позитивное отношение к себе зависит от оценки других. Самооценка подростков самих себя связана с различными жизненными ситуациями. Ощущение своих возможностей, влияния на обстоятельства, меняется в зависимости от социального контекста, соответственно к размыванию или формированию идентичности. Русский религиозный мыслитель В. Зеньковский очень верно замечает: «Проблемы воспитания, если их брать во всей сложности, во всей их глубине, стоят перед нами, как неисполнимые часто задания, которые не вмещаются в те учения о человеке, о его природе, какими мы обычно пользуемся». Все выдающиеся педагоги мира такие как: Песталоцци, Коменский, Дистервег, Макаренко, Ушинский, Сухомлинский считали, что всякое серьезное образование и воспитание приобретается из жизни и связано с трудовой деятельностью.

Нужна такая педагогическая система, которая бы ориентировала каждого школьника, начиная с первых шагов его самостоятельной жизни, не на получение готовых благ, а на собственный труд, на свою энергию, на использование всех возможностей, чтобы сформировать чувство ответственности к труду, к себе, к будущему страны. Сегодня много говорится о компьютерном образовании в стране. Компьютеризация имеет много негативных моментов. При компьютерном обучении происходит в основном воздействие на разум, ratio, но его для усвоения знаний явно недостаточно.

Необходимо, чтобы в этот процесс было включено sensus – чувство. Великая русская культура всегда характеризовалась специфическим видом, эмоциональных отношений, что я имею в виду? Русская литература, музыка, живопись связаны с эмоциональным фоном, воображением; произведения искусства вызывают к жизни дремлющие чувства в человеке.

Люди иногда относятся к своей жизни как созданным вещам, оторванным от процесса их создания и от их создателей. Это своеобразное отторжение души от тела.

Причина этого заключается в соединении, как бы в смешении в этой жизни, нашей души и нашего тела.

Только собственное изготовление каких-либо нужных предметов раскрывает их значимость и превращает их в опыт. Эти практические, приобретенные знания несравненно выше и прочнее тех, которые получает ученик при визуальном восприятии.

Мне в советское время пришлось работать директором средней школы и должен сказать, что трудовому воспитанию уделялось огромное внимание. Почти в каждой школе были столярные, швейные мастерские, классы домоводства. Человек, не умеющий ничего делать, становится обузой в семье, для всего общества.

Не с этим ли связано огромное количество разводов, в первые годы брачной жизни, когда девушки не умеют приготовить обед, не умеют шить и вязать, а юноши не способны что-либо сделать руками для удобства и комфорта совместного бытия. В сельской местности дети имеют большую возможность применить свои силы дома, в поле, огороде. Исследования социологов показывают: дети, выросшие в деревне, селе более приспособлены к жизни и среди них меньше несчастных, разочарованных. Их выбор жизненного пути более адекватен их идеалам. Сомнения всегда терзают молодежь, вступающих на самостоятельную стезю жизни. И очень важно найти свою жизненную орбиту, свое место и, соответственно, счастье в жизни. Вспоминаются юношеские стихи Л. Толстого. 20 ноября 1854 года 26-летний будущий гений записывает в дневнике свои сомнения в стихах:

Когда же, когда, наконец, перестану
Без цели и страсти – свой век проводить,
И в сердце глубокую чувствовать рану
И средства – не знать, как ее заживить?...
Кто сделал ту рану, лишь ведает Бог,
Но лучше меня от рожденья,
Грядущий ничтожности горький залог,
Томящая грусть и сомнения!»:

Огромная роль в трудовом воспитании принадлежит учителю. Рука ребенка будет всегда искать руку того, кого он чувствует более сильным, умным, в ком меньше сомнений. Люди, склонные к воспитанию и считающие это дело важнейшим в своей жизни, смотрят на свою деятельность как на духовное окормление, понимая, что они могут принести пользу в установлении царства Божьего на земле. Своей близостью с детским миром, воспитатели и сами совершенствуются, делаются лучше и нравственнее. Они не могут существовать вне деятельности ни личностно, ни социально. И еще одно замечание: нельзя превращать труд в игру. Физический труд должен стать естественным состоянием и привычкой каждого человека. Великий философ Германии И. Кант в трактате «О педагогике» писал: «Где же следует прививать склонность к работе, как не в школе? Школа есть принудительная культура. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все, как на игру. Должно быть время для отдыха, но должно быть время и для работы». И очень важно сегодняшней школе научить так своих воспитанников, чтобы они осознали простую истину: каждый человек, пришедший в этот мир нужен для какого-то дела и имеет свои обязанности, что жизнь – это труд.