В никуда, до востребования
Александр Анатольевич Гришин








Александр Гришин 





В НИКУДА, ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ







МОНТАЖ БЕРЕЗЫ

Фантасмагория


“Во поле береза стояла...”



Часть первая.


Пейзаж без человека

...вновь ушли и не вернулись
                                      рати,
вновь разор в Отечестве
                                      и чад.
“Некому березу заломати..._”_-
в женском общежитии кричат
песню...

             Помню-помню песни ваши
после смены,
в полузабытьи,
девушки
             от... надцати и старше,
няни незамужние мои!..

Убегал я из дому без спросу
к песням вашим,
                         пряникам,
                                      рукам...
...Как услышу:
                                “Некому березу
заломати...” - слезы по щекам...

Не о прошлом речь -
о настоящем,
появившемся из пропастей.
Я, как чудо, в этом,
                         состоящем
из подростков, женщин и детей,
мире появился.
                         Пали рати.
Поколений цепь разор­-
                                     вана.

“Некому березу заломати,
некому кудряву..._”_. 
                                   Вот она!
Белая... Одна... белее снега...
седины седее...
                                   символ наш...
Пейзаж
без человека,
бесчеловечный пейзаж.




Часть вторая.


Человек без пейзажа

- Где она...
             эта...
                        как ее...
                                      белое дерево? -
Спросит мой правнук.
                         И что же - в ответ?
                                                   Тишина...
Цивилизация,
что ты с природой содеяла?
Что ты с березою сделала?
                                      Где она?
Для опытов
             в холодильную камеру ее помещали
с температурой
                            минус 273,
а когда родной земле возвращали -
охали только:
            “Жива-а... Смотри-смотри!..._”_. 
Где “железная_”_береза,
                           береза Ф.Б. Шмидта,
которая в 3,5 раза
                          прочней чугуна?
Топором!
             И - ни царапины...
                          Пулею!
                                     И - не пробита...
Где ж она?..

Кому - сестричка,
                           кому - любимая,
кому -
                            еще какая-нибудь родня,
истреблявшаяся
                            и неистребимая,
способная поросль
                          давать
от пня...
Что?
                 Безо всякого риска вали?
Сорное дерево?
                         Прошлогодний снег?
...В сугробы сгребали бульдозером,
                          с аэропланов опрыскивали,
и последние колки -
                         э-эх! -
поворотом рек...

Скажет мой правнук,
                           от всех своих видео-стерео
отключившись,
в бездонное глядя окно:
- Надо попробовать эту...
                        как ее...
                                    белое дерево
смонтировать,
хотя бы одно,
чтоб шелестело,
                        переливалось,
                                               кипело,
чтоб оживляло
                         индустриальный пейзаж.
Идею приняли.
Согласовали.
                      И - за дело!
Перво-наперво
                       трест организовали
“БЕРЕЗМОНТАЖ_”_.
Запросили ученых:
                            “Отчего бела?”.
“От органического красителя,
                          бетулина в коре”, -
                                                       отвечали.
А отчего любима
                          да отчего мила -
этот вопрос обошли,
                           замолчали.

ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕТУЛИНА
ПОСТРОИЛИ В РЕКОРДНО КОРОТКИЕ СРОКИ.

Потом дознались,
              что в тонне березовых листьев сожженных
оставалось никеля
                          2 килограмма 500 грамм.
А сколько горечи оставалось
                            в рощах опустошенных -
до этого не докопались,
                                       куда там!..
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ФАБРИКУ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ
БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ ИЗ НИКЕЛЯ
СПРОЕКТИРОВАЛИ И ВОЗВЕЛИ.

Прознали про фитонциды, несущие смерть микробам,
про серебро
                          в перегное березовых рощ...
И не было конца
            новым заводам,
            фабрикам,
            опытам,
            пробам -
цивилизация работала
                                    на всю
мощь.
Еще
про черные черточки на бересте
                                        много чего узнали:
что чечевичками назывались,
                              что они
весной и летом
                              дышали
и наглухо замуровывались
                         на все студеные дни.
И стояла береза -
ни жива, ни мертва...

Словом,
было потомкам
                           над чем помучиться...
...И здесь я проснусь.
                         Да черта с два!
ничего у них
не получится.

И в окно посмотрю.
             Что там - под березами, -
научно-технический прогресс?
                                       Я - за!
Но прогресс - под березами!
                          А не под колесами -
белое дерево
бе-
            ­ре­-
за.