Кольцо Самотлора
Борис Иванович Галязимов






Эта книжка о героическом труде строителей дорог на Тюменском Севере, о подвиге советских людей, воздвигнувших в глухой тайге и топких болотах добротную железобетонную дорогу, свя­завшую рабочие поселки с нефтепромыслами Самотлора.

Книжка рассчитана на широкий круг читате­лей, и в первую очередь на молодежь.

















Б. ГАЛЯЗИМОВ  





КОЛЬЦО САМОТЛОРА






Тайга, кругом тайга. На сотни километров. Пятна рыжих болот, торфяные хляби, вековые зыбуны, бес­численное множество озер и речек... Вот в таких неи­моверно тяжелых условиях осваивают советские люди несметные природные богатства Тюменского Севера... За годы девятой пятилетки в нашей стране осуществлен ряд «крупных народнохозяйственных программ, в том числе по освоению нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири» (из постановления XXV съезда КПСС «Основные направления развития народного хо­зяйства СССР на 1976—1980 годы»).

Геодезисты и сейсмологи, геологоразведчики и вер­толетчики, строители и монтажники буровых, трубо­укладчики — тысячи и тысячи людей настойчиво и упор­но, не щадя сил, проявляя небывалый энтузиазм и на­ходчивость, сумели в небывало короткий срок создать новую энергетическую базу в западных районах Сибири. О их героическом труде написано немало теплых, про­никновенных строк. И сегодня по стальным артериям во все уголки нашей Родины и за ее рубежи идут потоки «черного» и «голубого» золота.

Но есть еще одна категория первопроходцев — поко­рителей нефтяной целины. Скромные и простые, неза­метные герои эти находятся в тени. Но они выполняют очень большую и нужную работу — строят дороги. Вот об их славных делах и рассказывается в этой небольшой книжке.

Кто-то справедливо сказал, что без дорог не может жить человек. Дороги появились в самые древние вре­мена — на заре человеческой цивилизации. И за эти века накопился необъятный опыт их строительства. Но как ни парадоксально, это богатейшее наследие нель­зя было использовать при освоении нефтяных и газо­вых месторождений Тюменского Севера.

И стоит ли удивляться, что в начале стройки разда­вались (правда, не очень громкие) голоса — возможны ли вообще дороги в здешних «зыбях-хлябях». Как пре­одолеть плывуны, торфяные залежи? Ничего не дало изучение опыта США и Мексики, Венесуэлы и Кувейта! Мало чем могли помочь башкирские и бакинские неф­тяники... Все же наши ученые и производственники на­шли выход из положения. Они изыскали свои, ориги­нальные способы строительства постоянных дорог, су­мели обуздать угрюмую тайгу и вековые болота.

Трудный и дорогой этот способ! Но он весьма наде­жен в здешних суровых условиях. Вначале идут лесо­рубы и прорубают трассу, затем экскаваторы вынимают пятиметровый слой торфа, образовавшееся ложе засы­пают песком, а поверху укладывают массивные железо­бетонные плиты... Мы назовем только одну цифру: строи­тельство километра такой дороги обходится в миллион рублей. И несложно понять, какие нечеловеческие ли­шения кроются за этой цифрой.

И все же славный коллектив тюменских дорожников свершил чудо: за эти годы он воздвиг более ста кило­метров железобетонных магистралей, соединив ими нефтепромыслы, замкнув кольцо вокруг Самотлора.

В этом заслуга машинистов экскаватора Ивана Объедкина и Григория Чепкасова, которые, не пугаясь «черной, как мазут, воды и торчащих гряд порыжелых кочек», вырабатывали по две — две с половиной нормы. Заслуга бульдозериста Григория Кравцова, стропальщи­ка Юрия Перконса, «самотлорского левши» механика Вадима Артемьевича Жвакина, «бога трассы», как лю­бовно называли рабочие начальника участка Юрия Гри­горьевича Шереметьева, инженера-энтузиаста Бориса Федоровича Илясова и многих, многих других покори­телей золотой жемчужины — Самотлора. Автор скупо, но красочно рисует портреты героев-дорожников, пока­зывает их духовный облик, помыслы и стремления. Как хорош и ярок их внутренний мир!

Это они, смело ломая привычные догмы, преодоле­вали урманы и болотные хляби, сметали с пути «корне­вища пней-выворотней», стойко переносили чудовищную стужу и тучи комарья, «едкий чад костров и тяжесть вахт на болотах»...

Советские люди вынесли все тяготы и невзгоды, не дрогнув, плечом к плечу, стойко и упрямо. Конечно, там были не только энтузиасты. Среди них нашлись и дезер­тиры, и рвачи, и пьяницы. Но таежная обстановка, креп­кая товарищеская среда нередко меняли характер лю­дей. Так, один из героев этой книжки, приехавший на Север за длинными рублями, чтобы стать «мультимил­лионером» и пытавшийся сбежать в теплые края, под влиянием сложившихся обстоятельств становится под­линным патриотом стройки. И таких не так уж мало...

Доблестный труд строителей не пропал даром. Доро­га от старого Вартовска до озера Самотлор и вокруг нефтяного месторождения действует... Были глухая тай­га и топкие болота, а сегодня, как восклицает один из героев книжки, «по дорогам катит нескончаемая «желез­ная орда» — самосвалы, трубовозы, вахтовые автобу­сы, грейдеры... За день тут проходит до трех тысяч од­них только автомобилей. Вот это движение! Ну куда бы нефтяники делись без наших дорог!..»

Поистине подвиг советских людей безграничен...



По ночам, заметно укоротившимся и высветленным, еще давали о себе знать морозы, хотя были они уже легкими, недокучливыми. Но днем все в природе меня­лось. На богатых солнечных выжигах исходила паром истосковавшаяся по теплу земля. Воздух уже был на­питан тонкими ароматами хвои.

В ту весну из вертолета, примостившегося на «ко­марином аэродромчике» — невеликой бревенчатой пло­щадке, устроенной на отшибе Старого Вартовска, вы­шел человек. Невысокий, но раздатистый в плечах. Вышел и тут же упрямо зашагал к поджидавшему его вездеходу — «легковому транспорту» местных широт.

Никто — ни хозяин вертолета-«стрекозы», ни води­тель вездехода — не смог бы предугадать, что этот в общем-то обычный для них пассажир в недалеком буду­щем станет живой легендой. Появятся на месте дрем­лющих топей Шереметьевский аэродром, деревня Шереметьевка. И уж, конечно, не думал о таких почестях сам прибывший. Более того, Юрий Григорьевич Шереметьев не знал, как сложится и потечет его жизнь завтра. Впе­реди царило полное неведение.

Та далекая весна в судьбе Шереметьева была пере­ломной. Его назначили начальником строительного уча­стка. Участка, который существовал пока лишь на... бу­маге. И весь коллектив — в лице одного человека, его, Шереметьева.

Кто-то однажды сказал: «О том, как трудно первым, знают лишь первые». Они начинают с «голого нуля». На их плечи ложится такой вьюк, тяжесть которого еще никем не установлена. Шереметьев был «калачом» довольно-таки тертым, и он знал, что ему, как первому, будет трудно, но вот как будет трудно, в полной мере еще не представлял.

Вездеход шел узким зимником. Траки гусениц коло­тились о костяные узлы корневищ. Машина, словно кому-то кланяясь, беспрестанно совершала головокру­жительные нырки в дорожные пролежни, и во все сто­роны летела жирная грязь.

«Такая квашня по весне! — мрачно думал Шере­метьев. — Можно себе представить, какая веселая меша­нина бывает здесь летом, в пору обложных дождей. Слона небось и того скроет...»

Шереметьев перевел взгляд на водителя. Лицо того Хранило олимпийское Спокойствие. Казалось, ой вел свою машину по аккуратно накатанному большаку.

«Таежник, — тут же решил Шереметьев. — Иначе не скажешь». Он спросил паренька:

—  Наверное, эта дорога самая бросовая?

—  Что вы! — удивленно уставился на него води­тель. — Этот зимник — наша гордость!

И, словно пытаясь уколоть Шереметьева за какую-то провинность, добавил:

—  По этой дороге одно начальство возим...

Но уже на другой день Шереметьев поймет, что сло­ва водителя шли от чистого сердца. Четырехкилометро­вый зимник, скрадывающий свои непредвиденные «ри­фы» под толстым слоем бурого месива, был и на самом деле местной достопримечательностью. Дорога от управ­ления Мегионнефть шла к тому бревенчатому «пятач­ку», на который умудрялись садиться вертолеты, а ста­ло быть, связывала неистовых поселенцев с Большой землей.

Подлинная цена таких вот дорог-«коротышек» ста­нет понятна Шереметьеву чуть позднее, когда он по- настоящему окунется в новую для него жизнь. Пока же Юрий Григорьевич сидел в мотающемся вездеходе и оглядывался по сторонам, словно желая рассмотреть какая она, местная земля, по которой ему надо проло­жить не одну трассу.

Шереметьев интуитивно чувствовал, что если в его душе не произойдет перелома и он не откажется от новой должности, то свою трудовую биографию как бы начнет заново. Сибирь — это не Туркмения, где он, мо­лодой дорожник, открывал лицевой счет первым асфаль­тированным верстам. И далеко не Узбекистан, где мож­но было расхаживать по трассе в лаковых полуботин­ках.

Сибирь обескуражила коренного южанина расстоя­ниями, где сто километров — так себе, сущий пустяк, угрюмой густотой лесов, бескрайней стланиной торфя­ников, по которым местная природа раскидала зеркаль­ные осколки озер, окружив их хитрыми петлями рек и тонкими шпагатами проток. Земля, досыта напитанная влагой.

Вопрос «Быть ему здесь или не быть?» не отпадал ни на минуту. В душе Шереметьева зародилось сомне­ние, возможны ли дороги в этих зыбях-хлябях. И все-таки он куда-то ехал, куда-то трясся. Быть может, по­тому, что кроме не очень-то твердой уверенности, кото­рая привязалась к нему после «обзорной экскурсии» на участке Сургут — Старый Вартовск, в душе еще теп­лилось противоборствующее начало, навеянное невоз­мутимыми дорожниками. Дескать, пути-дороги «про­брасывают» и по воздуху, а болото хоть и жидкая, но земля, а стало быть, опора!

Что и говорить, юмор довольно-таки не веселый, но бесшабашный!

Вскоре вездеход принялся выписывать замыслова­тые синусоиды, огибая пугающие своей уродливостью корневища пней-выворотней и оплывающие терриконы седой земли и ржавого песка. Среди этих нагроможде­ний как-то ухитрились отвоевать себе места свежие, недавно рубленные домишки.

—  Наше княжество! — с гордостью возвестил води­тель.

На крылечке конторы, каком-то уж чересчур одо­машненном, накинув на покатые плечи меховой кожушок, стоял начальник управления Борис Иванович Осипов. По его розовому, будто распаренному лицу, растекалась такая блаженная улыбка, словно он был знаком с Ше­реметьевым целую вечность.

—  Дорожники приехали! — раскинув в стороны уз­ловатые руки, чуть ли не прокричал Осипов.

—  Больно громко сказано, — ответил улыбкой на улыбку Шереметьев. — Единицу бог весть каким ариф­метическим путем возвел в тысячу. А Маяковский по этому поводу что говорил? Голос единицы тоньше писка!

—  Смотря какой единицы, — вежливо отстаивал свое мнение Осипов. — Я тоже сюда, в эту «комари­ную империю», опустился на правах Робинзона. А сей­час посмотри: и конторка, и жилье. Гостиницу и даже столовую отгрохали. Местная Венеция, Неаполь!

—  И сколько же тут Пятниц? — так же шутя, допы­тывался Шереметьев, и когда они, услужливо подтал­кивая друг друга, пробирались к кабинету «главного Робинзона». В коридорчике пахло свежим деревом и дымом махорки.

—  А знаешь, пока не густо, — все еще чему-то ра­довался Осипов. — Но вот-вот хлынут. Свято место пу­сто не бывает. Город ведь будет! Город-сад! С верхов уже спустили план временной застройки.

«Не перевелись фантасты на Руси», — подумал Шере­метьев, входя в тесный, экономно обставленный осиповский кабинет и на ходу снимая с себя пальто.

Шереметьев был крутым в своих мыслях и словах, и даже поступках. На эту черту его характера вскоре обратят внимание. Кажется, крутой норов будущего на­чальника участка с первых же минут их знакомства «раскусил» и Осипов, но это ему даже понравилось: тайга таких любит. Главным же сейчас для Бориса Ивановича было другое. Он радовался приезду Шере­метьева. «Большая земля» не изменила своих планов, отправила на берега Оби еще одного своего посланца. Дорожника! Стало быть, появится здесь настоящий го­род, появятся и настоящие дороги.

Они говорили о многом, но Осипов осторожничал, полностью карты не раскрывал. Просто-напросто не хотел сразу обрушить на голову новичка все страхи-ахи.

—  Походи посмотри, прикинь, — бодро напутствовал гостя Осипов. — А потом милости прошу к нашему ша­лашу. Помозгуем, потолкуем...

Шереметьев вспомнил, как он летел к Старому Вартовску, вспомнил чудовищные пятна рыжих болот, всю эту бессчетную россыпь озер, рек и речушек — как бы увидел поле своей деятельности с высоты и еще больше утвердился в своем первоначальном мнении, что дорог здесь не было и никогда не будет. Так он Осипову и сказал:

—  Дороги тут у вас, Борис Иванович, строить не­возможно.

—  Так-таки? — с тонкой иронией в голосе произнес тот. — Стало быть, невозможно?

—  Невозможно, — подтвердил свою мысль Шере­метьев.

На этот раз Осипов не выдержал, встал:

—  А город-то, братец ты мой, будет! Как же это город без дорог? Что же, люди по воздуху летать ста­нут? Сел в персональный ракетоплан и попорхал? Нет, будут дороги, и надо начинать их уже строить! Иди-ка осмотри все. Да подойди к этому вопросу не как диле­тант, а как дорожник.

Последние слова Осипов произнес с заметным раз­дражением, и Шереметьев уловил в них явно приказ­ные нотки.

И вновь Юрий Григорьевич совершал отчаянные прыжки через устрашающие косматые корневища пней и уродливые коряги, острым и тонким прутом-щупом за­мерял податливую торфяную «шубу».

«Шуба» была богатой и, по мнению Шереметьева, не могла «работать» на дорогу. И земля под пружиня­щим слоем не вызывала у него радужных надежд: щуп входил в нее, как в сырую глину. Даже дед-мороз и тот, видно, обходил стороной торфяные стлани, потому что земля под ними не чувствовала его дыхания.

Шереметьев топтался на опушке чахленького сосня­ка и думал, настраивая себя на чисто осиповский лад. Раз есть проект — значит, «город-сад» будет. Обяза­тельно будет. Люди от проектов еще никуда не уходи­ли. А если будет город, будут и дороги. Без дорог, как без ног. Не он, Шереметьев, так кто-то другой их по­строит. Ценой невероятных усилий, но построит. Ясно только одно. Та логика, которая сложилась у дорож­ника на Большой земле, в данном случае неприемлема. Здесь нужен иной подход. Но какой?

Кажется, не дав себе твердого ответа на столь ка­верзный вопрос, Шереметьев через неделю зашел к Оси­пову:

—  Будем строить!

—  Верно ты говоришь:      никуда      не      денемся — бу­дем! — с откровенным миролюбием произнес Осипов. — Давай-ка тогда, скептик, принимай площадку...

Небо над поселком медленно забирало снеговыми тучами. Зима, отступив, передохнула и вновь ринулась заметать следы вроде бы наступившей оттепели.




Из дневника Юрия Перконса



_«Река,_на_берега_которой_меня_выбросили_отчаянные_вертолетчики,_называется_Ватинским_Еганом._Стран­ное_название!_Да_и_вообще_для_меня_здесь_все_кажет­ся_странным,_будто_я_оказался_на_неведомой_миру_пла­нете._Тайга_молчаливая,_насупившая_свои_мохнатые_брови._Так_и_кажется,_что_ее_кто-то_обидел._Снег_уже_неглубокий,_но_синий-синий._И_кругом_ — _тишина,_даже_слышно,_как_потрескивает_кора_деревьев._

_Рабочие_встретили_меня_радушно._Прямо_из-под_махалок_вертолета_потащили_в_свою_хижину,_которая_по­чему-то_зовется_балком._Почетное_место_в_ней_отведено_железной_печке._Вдоль_стен_ — _скрипучие_нары._Где-то_я_что-то_о_таком_«вигваме»_читал._Вроде_у_Джека_Лон­дона._Да_и_люди_здесь_чем-то_смахивают_на_его_героев._

_Лица_коричневые,_добросовестно_продубленные_и_обло­жены_буйными_зарослями_бород._

_Сразу_бросился_в_глаза_мой_новый_начальник_Дени­сенко._Прежде_всего_своей_деловитостью._Постоянно_возится_с_бумагами,_трещит_арифмометром,_извлекая_из_него_вороха_цифр._

_Мне_уже_торжественно,_под_рев_туша,_вручили_топор._Я_его,_как_мог,_наточил_и_насадил_на_свежий_черенок._И_еще_в_моем_распоряжении_ — _визирка,_лыжи_с_палка­ми_и_вот_ — _дневник._Завтра_у_меня_состоится_боевое_крещение,_пойдем_рубить_просеку._Хотя_я_не_знаю,_как_это_делается._

_Говорят,_по_просеке_пройдет_дорога._Куда,_зачем?_Мне_безразлично._Я_приехал_подзаработать...»_

_«Порой_думаю,_как_все-таки_вольно_с_человеком_об­ращается_судьба._Была_у_меня_мечта_стать_проектиров­щиком._Закончил_техникум,_поступил_на_работу_в_строи­тельный_институт._Да_где!_В_милой_моему_сердцу_Риге!_И_вдруг_прошлое_словно_обрубило._А_как_уговаривали_ребята:_«Дурак_ты,_Перконс!_Ну,_сущий_дурак!_Тебе_уже_поручили_самостоятельный_проект,_а_ты_—_нос_на_сторону._Учти,_такого_взлета_в_другом_месте_не_будет»._

_«Все_бросил_и_вот_вместо_кульмана_в_руках_топор._Может,_где-то_ребята_и_правы._Сейчас_мне_трудно_оце­нить_свой_шаг._Но_Лиля!_Как_я_мог_пойти_против_ее_воли?_Это_моя_первая_любовь._Говорят,_первая_любовь_самая_сильная._И_еще_слепая._Иначе_бы_я,_наверное,_не_бросил_ни_Риги,_ни_института._

_Ну,_ничего._Пройдет_год,_и_я_вновь_вернусь_к_своей_Лиле,_но_уже_в_качестве_мультимиллионера._А_должность_проектировщика_от_меня_не_убежит._Крепись,_Юрий!_Временное_отступление_ — _это_не_поражение...»_

_«Такой_красоты_я_еще_не_видывал._Особенно_пора­жает_лес,_высокий_и_торжественно-молчаливый._Жалко_его_рубить,_но,_говорят,_надо._И_вот,_как_заведенный,_машу_и_машу_топором._Процесс_рубки_деревьев,_кажет­ся,_освоил_блестяще,_но_по_утрам_ноют_мышцы._

_Вчера_откуда-то_к_нам_прискакала_лайка_и_тут_же_прижилась,_освоилась._Жизнь_с_ней_пошла_веселее._И_еще_одна_новость._Ребята_поймали_двух_соболей,_пу­шистых_и_белых._Вот_бы_одного_такого_зверя_подарить_Лиле!_Как-то_она_там_поживает,_в_своем_теплом_Крыму?»_

_«У_нас_большая,_пузатая_печка-«буржуйка»._Дрова_сырые,_но_быстро_подсыхают,_а_потом_горят_—_спасу_нет._Даже_не_верится,_что_я_нахожусь_где-то_далеко_от_Кры­ма._По_глухим,_как_пропасти,_вечерам_читаю_стихи_Не­красова._И_как-то_незаметно_для_себя_открыл_этого_поэта_заново._Рабочий_Николай,_как_правило,_каждый_вечер_спускается_к_реке_и_на_ночь_оставляет_в_лунках_удочки._Утром_притаскивает_связку_окуней._Тут_же_из_них_варим_уху._До_чего_же_здесь_все_просто!_Можно_и_без_зарплаты_прожить...»_

_«С_неописуемой_яростью_врубаемся_в_тайгу_все_даль­ше_и_дальше._Стук_наших_топоров_она_глушит_сразу_словно_проглатывает._

_Сегодня_Денисенко_путем_каких-то_загадочных_рас­четов_перепроверил_плоды_нашего_труда._Все_у_него_совпало._Доволен!_Я_читаю_...«Геодезию»._Чтива_под_рукой_больше_никакого,_кроме_читанного-перечитанного_на_сто_рядов»._

_«Прорубили_еще_километр_просеки._Запомнился_обед._Жарили_на_костре_сало_с_хлебом_и_ели,_запивая_горячим_чаем..._

_Погода_здесь_изменчива._Вроде_стояло_тепло,_и_вот_

_опять_повалил_снег._Этакие_пушистые_розы._А_мы,_как_черти_немытые_и_небритые,_ломимся_в_тайгу,_пугая_медведей._Цивилизация_все_дальше_отодвигается_от_нас._Постоянно_думаю_о_Лиле._А_от_нее_—_ни_строчки._И_уже_прилетал_вертолет._Может,_письма_где-то_теряются_в_пути?»_



На снежный взгорок, заканчивающийся острым за­стругом влетела шестиоленевая упряжка и тут же встала, точно полозья нарт приморозило к подтаиваю­щему насту. Каюр скинул с головы капюшон малицы и впился глазами в искрящийся простор. Перед стариком ханты расстилалось заснеженное озеро. По берегу сно­вали люди. Много людей! Были они чужие, из мест не­таежных. Каюр это определил по одежде. Кто такие. Какая нелегкая занесла их сюда?

Что-то случилось, а что, каюр сразу не понял. Озеро выстрелило да так оглушительно, словно его раско­лоло на два ломтя. Олени, как по команде, рванули в сторону и замахали в пушистый подрост сосняка, слов­но собирались догнать ускакавшее эхо...

Той зимой, богатой на снега и морозы, сейсмики Леонида Кабаева нащупали клад, заботливо укрытый ледовым панцирем Самотлора. Скоро газетчики начнут изощряться в своем щегольстве, присваивая ему все новые и новые названия: Сибирский Сфинкс. Жемчужи­на... Но это произойдет чуть позднее, когда на Самотлоре оживет, заставит буровиков умыться нефтью пер­вая скважина.

...Продираясь сквозь цепкие заросли сосен-недоростков, багульника и прилипчивой кассандры к пикету № 27, Шереметьев не знал ни о взрыве, ни о первой буровой, с грехом пополам установленной на «отбитой» геологами точке. Не знал он и то, что площадка кото­рую ему уже удосужились отвести бродяги-геодезисты явится тем трамплином, с которого будет сделан мас­сированный бросок к Сердцу-озеру, и этот бросок при­дется готовить ему...

С геодезистом, неизлечимым таежником-вездепроходцем, Юрий Григорьевич шел искать пикет — ту «печ­ку, от которой предстояло плясать». Геодезист звучно нахлопывал голяшками сапог и чуть ли не декламировал:

— Торф — дитя великого ледника. От него пахнет тысячелетиями.

Ничем не пахло. Даже щедрым на запах багульни­ком. Они шли, проваливаясь в мшистые ямы, обдирали одежду о патлы кедровника. Тишину с гулом расстре­ливал сухой хворост. Под ногами противно чавкала вода-ржавец.

Пикет оказался небольшим столбиком, грубо обте­санным с двух сторон и с аляповатой, оплывшей над­писью: «ПК-27».

Позднее жалели. Столбик надо было выхватить из земли, сохранить, а потом сдать в музей. Реликвия! От этого столбика, можно сказать, начинался сегодняшний день Самотлора.

Кто тогда думал о каком-то музее? Кто мог мечтать, что пролетит еще несколько лет и рядом с просекой, которую оставят за своей спиной топографы, поднимут­ся девятиэтажные дома, появятся магазины «Цветы», «Книги», «Подарки», кафе «Белоснежка» и ресторан «Огни Сибири», что утром на улице имени Мусы Джа­лиля можно будет купить пахнущие свежей краской га­зеты, а вечером посмотреть прямую телевизионную пере­дачу из Москвы, что...

Нет, этот «голубой» мир, еще не обретший свои кон­туры на жестких листах ватмана, казался и Шереметье­ву, и даже богатому на фантазию геофизику, чем-то уж очень далеким.

Пикет остался на месте, и его, наверное, размололи гусеницами бульдозеров или же вмяли в землю экска­ваторами, когда стягивали к промплощадке первую тех­нику.




Из дневника Юрия Перконса



_«Самая_настоящая_катастрофа:_у_нас_кончился_чай_и_курево._

_Курить_хочется_дьявольски._Я_стал_нервным._За_обе­дом_ни_с_того_ни_с_сего_разругался_с_поварихой._Пока­залось_мне,_что_она_подала_вчерашний_суп._Она_вско­чила_как_ужаленная:_

— _Суп_свежий!_А_если_не_нравится,_как_я_готовлю,_шуруй_к_своей_мамульке!_

_И_вдобавок_еще_обозвала_меня_«гнилым_интелли­гентом»._Я_бросил_ложку_и_вышел_из-за_стола._Губа_толще_ — _брюхо_тоньше._Кое-как_дотянул_до_обеда..._

_Утром_совершенно_случайно_в_одном_из_рюкзаков_обнаружили_пачку_цейлонского_чая._Вот_уж_попирова­ли!_Прямо-таки_до_одури._Я_пошел_закапывать_пикеты._Снег_летел_в_лицо,_застревал_в_бороде_и_даже_набился_в_карманы._Закопал_последний_столбик,_развел_костер_ — _обсушился._Обратно_шел_ — _ветер_подталкивал_в_спину._Было_хорошо._Тайга_шумела,_как_море._Всю_дорогу_думал_о_Лиле._Эх,_сейчас_бы_в_тепло,_в_Крым!»_

_«Вчера_тянули_теодолитный_ход_через_Большое_бо­лото._Здесь_этих_болот_хоть_пруд_пруди._

_Нас_взяла_в_плен_мертвая_тишина._Сухие_деревья_мне_сразу_напомнили_кладбищенские_памятники._

_Вечером_рассказывал_ребятам_о_Риге._Они_меня_слу­шали,_словно_были_родом_из_дорогих_мне_мест...»_

_«Все_надоело_до_чертиков_ — _и_тайга,_и_болота,_и_наш_кочевой_«вигвам»-балок!_Какой_только_пенкой_ме­ня_заманили_в_этот_медвежий_угол_ — _понять_не_могу._

_Сегодня_утром_Денисенко_все-таки_принял_трезвое_решение:_послать_меня_за_«махрой»_к_соседям._Их_бал­ки_стояли_на_другом_берегу_Егана._Денисенко_сказал:_

— _Найдешь_там_Хрулина,_он_все_устроит._Потом,_если_у_них_будет_нужда,_отдадим._

_Снова_глянуло_блаженное_тепло._Снег_под_лыжами_проседает._И_только_поэтому_до_соседей_я_добирался,_как_мне_казалось,_целую_вечность._

_Постучал_в_дверь_первого_балка,_ — _никто_не_ответил._Вошел._Печки_нет,_окно_вынесено._На_нарах_разбросаны_спальные_мешки_и_рюкзаки._Пошел_к_другому_балку,_на_котором_раскачивалась_антенна._Внутри_пахло_обжи­тым._На_столе_стояла_радиостанция_«Гроза»,_рядом_с_ним_радиоприемник_«ВЭФ»,_на_стене_ — _цейсовский_би­нокль._Тут_же_была_прибита_таблица_международного_турнира_по_хоккею._

_Я_увидел_возле_«Грозы»_пачку_махорки,_по-беше­ному_свернул_козью_ножку_и_впервые_за_несколько_не­дель_отвел_душу._Авось_за_щепоть_табаку_никто_не_рас­терзает._

_Стало_зябко._Я_вышел,_чужие_дрова_брать_не_стал_—_наломал_сушняку._Вскоре_балок_наполнило_теплом._А_перед_обедом_раздался_скрип_снега._Вошел_высокий,_с_меня_ростом,_парень._Без_шапки._С_такой_шевелюрой,_как_у_него,_шапку_можно_и_не_носить._Я_представился:_«Юрий_Перконс»_ — _и_сказал,_зачем_меня_послал_Дени­сенко._Хрулина_звали_Володей._Он_тут_же_приготовил_чай._Без_чая_здесь_как-то_разговоры_не_клеятся._

_После_чаепития_Хрулин_сунул_мне_в_карманы_несколь­ко_пачек_махры,_и_я_потопал_домой._Именно_потопал,_по­тому_что_лыжи_уже_не_скользили._Но_главное_ — _у_нас_сейчас_есть_махорка!_До_чего_же_хорошо,_когда_где-то_рядом_с_тобой_живет_отзывчивая_душа!..»_

_«Из_Тюмени_прилетел_рабочий_Тимеев._Долго,_вза­хлеб_рассказывал_о_чудесной_погоде,_о_репертуаре_теат­ра._Мы_его_слушали,_словно_он_побывал_на_Марсе_или_на_Венере._С_собой_Тимеев_привез_бутылку_газ-воды._Мы_все_сделали_по_щедрому_глотку._Повеяло_Ригой_и_Крымом_одновременно._Как_все-таки_хочется_все_бро­сить_и_улететь!..»_

_«Строим_мост_через_Ватинский_Еган._Да_и_какой_там_мост!_Перебросили_с_берега_на_берег_шесть_крупных_стволов._Осталось_только_их_связать_и_застелить._Мост_этот_ведет_меня_в_Крым_и_Ригу._Решил_окончательно_бросить_все_и_уехать._Сегодня_положил_перед_своим_на­чальником_заявление._Он_удивленно_вскинул_на_меня_глаза,_но_не_обронил_ни_слова...»_

_«Наконец-то!_Свершилось!_Пристрекотал_вертолет_Ми-2._Я_бросился_к_нему_как_угорелый,_залез_в_кресло_и_тут_же_привязался_к_нему_ремнями._Мне_казалось,_что_вертолетчики_меня_могут_не_взять._Ребята_сунули_мне_25_рублей_«для_поддержки_штанов»._Какие_они_все-таки_отзывчивые_и_чуткие!_Немножко_было_стыдно_за_свой_отлет,_хотя_они_в_общем-то_должны_меня_понять._

_Вертолет_рванулся_в_воздух..._

_Прилетел_в_Тюмень._Девятнадцать_градусов_тепла!_Вот_она_где,_Керчь!_Есть,_оказывается,_райские_места_и_на_Севере._До_города_шел_пешком._Мучил_голод._

_Получил_полный_расчет._Часть_денег_тут_же_отослал_маме._В_Госбанке_открыл_счет._Наелся,_отоспался,_аж_бок_плоским_стал._Вечером_ходил_в_ресторан,_швырял_валютой_направо_и_налево._К_черту_эти_рубли,_десятки,_сотни!_Разве_ими_жив_человек?_Ночью_написал_в_Керчь_письмо._Получилось_длинное,_гневное_и_уничтожаю­щее!..»_



Той же весной, прохладной и неспешной, «сосватав» в Сургуте около сорока человек, Шереметьев доставил их в Старый Вартовск. А когда на Оби переколошма­тило весь лед и унесло его топить куда-то к югу, на мел­косидящих баржах прибыло первое «живое железо» — неповоротливые экскаваторы, бульдозеры-богатыри, но­венькие грузовики... Прихватили с собой рабочие и вре­менное жилье — вагончики на колесах и палатки, каж­дая из которых на двадцать койко-мест. Настоящая бре­зентовая гостиница!

Будущая трасса постепенно собирала людей. Раз­ные то были люди по складу характера, и разные цели вели их сюда, в урманы, в тайгу. Одни мечтали обрести на этой земле вторую родину и бескорыстно прикипеть к ней навсегда. Они вытерпят все: и резкие холода утренников, и едкий чад костров, и тяжесть вахт на ко­варных болотах, но не согнутся, выстоят и встретят на трассе алые всполохи первых ночных факелов. Другие шли сюда за «длинным рублем». Были и романтики, для которых все краски Севера померкли при встрече с первыми же трудностями, но были романтики и иного склада, для которых Север и поныне остается таким, каким он им грезился в пору волшебной юности.

Пока же все они, утопая в хваткой торфяной жиже, пробирались к пикету № 27. Новая полоса жизни для них должна была начаться от этого слезящегося смолой столбика. От него людей отделяло всего каких-то четы­ре километра.

Они преодолевали эти четыре километра ровно... чет­веро суток. Оседая в смачно чавкающие мхи, угрожаю­ще кренились экскаваторы, беспомощно елозили зажа­той в корнях «резиной» горластые грузовики. То и дело натыкались на твердолобые пни бульдозеры. Натыка­лись, откатывались и вновь бросались вперед, уже на скорости преодолевая преграду.

И в одной упряжке со всеми начальник СУ-909 Юрий Григорьевич Шереметьев, задыхаясь от жгучего ко­марья, обливаясь безудержным потом, отчаянно швырял под гусеницы оробевшей техники охапки сушняка, бой­ко орудовал штыковой лопатой, освобождая колеса ма­шин из цепкого плена болот, подталкивал ноющим пле­чом скрипучие кузова.

Он был и генералом, и солдатом. Еще не сжившись с новой для него обстановкой, он должен был вселить в людей веру, что любое начало именно такое, иным оно никогда не бывало, что вот прорвутся они к пикету, а там все будет проще, куда как проще будет потом.

Ему верили, на него равнялись...

А над миром висела ночь, сырая, нашпигованная мошкарой и комарами. И они — сорок человек — цеп­лялись за каждый куст, мечтая быстрее добраться до желанного колышка. Где-то в кромешной тьме за их спинами оставался один лишь бульдозерист Григорий Кривцов. Он пробивался к пикету с неудобным, ныряю­щим во все стороны балком.

Люди уже развели костер. Люди спали у огня как убитые. Четверо суток вымотали их вконец. А Григорий находился еще где-то там, в густо замешанной ночи. До костра не доносилось ни лязга гусениц, ни стука мотора.

«Уснул, окаянный! — вдруг вскипел Шереметьев. — Не выдержал, черт полосатый, уснул!»

Шереметьева сбивала с ног усталость, но он, словно отпугнув ее, ринулся назад — в слякоть, в низовые сквозняки, в слепую темь. И пока он пересчитывал змеив­шиеся под ногами корни и источенные гнилью пеньки, все у него внутри взрывалось и кипело: «Значит, одни могли дойти до места, другие не могут!»

Плотную мережу прутьев прострелили два ярких глаза. Когда добежал до бульдозера, то тут же увидел Кривцова. Шел бульдозерист на своего начальника эта­кой грозной, все сокрушающей глыбой:

—  Оторвались и успокоились? Рады? А тут хоть мед­ведь тебя задери!

Вовсе и не собирался спать бедный Кривцов. Тяже­лый, неповоротливый балок засадил свои резиновые «ноги» в болотине и, к тому же накренившись, одним углом уперся в охромевшую сухостину. И как пи дер­гал его Григорий, никак не мог вырвать на торное место.

Виноват во всем был сам Шереметьев. Позволил ко­лонне растянуться по тайге в «кишку» на несколько сот метров и бросил Кривцова одного, надеясь на его ди­зельные силы.

—  Не кипятись, Григорий! Остынь! — принялся ох­лаждать разошедшегося бульдозериста Шереметьев, а сам чувствовал, как подкашиваются ноги и кругом идет голова. — Думал я, что ты того... ночлег здесь себе устроил. Прости.

Крепким, беспробудным сном спал в ту ночь шере­метьевский лагерь. Спал, будто привязанный корнями деревьев к земле.

Утро ударило солнечное, горячее. Вокруг царило странное умиротворение. Казалось, не было позади уз­кой полосы болотной стланины, забросанной косматым кочкарником, недвижных водяных окон, оплетенных мертвым багульником, ни бородатых пней, ни цепких кустов, вставших на всем четырехкилометровом пути седыми зарождающимися взрывами, — ничего этого не было. Было одно лишь утро, ласковое, сквозное. Все то, что осталось позади, вроде бы навеял людям недоб­рый сон.

С чего началась трасса? Одни говорят, с песка, дру­гие — с собрания. О песке потом. Трасса все-таки нача­лась с собрания. Перед большой дорогой следовало как-то встряхнуть, ободрить людей, а главное, помочь им увидеть ту цель, к которой они сделали лишь робкое движение.

Природа отвела им небольшой клинышек поляны — высокое сухоземельное место, из которого уже проклю­нулся острый ершик малахитовой травы. Люди сидели в своем первом «конференц-зале», отчаянно отбивались от болотных комаров, но внимательно ловили каждое слово Шереметьева. Он стоял перед своей молчаливой ратью, чисто выбритый, розовощекий и, как всегда, за­кинув руки за спину, говорил. Говорил с вдохновенным жаром:

— Вот наконец-то мы у себя, дома. Отсюда, друзья, как раз и поведем дорогу. Нелегкой она будет, в этом вы уже убедились. Но дорога будет! Широкая, светлая, такая, какие мы привыкли видеть на Большой земле. Побегут по нашей дороге машины, повезут грузы. Ожи­вет, преобразится медвежий край!

Люди, как и прежде, сидели молча, но уже улыбались. То ли не верили, что дорога и на самом деле бу­дет, то ли уже видели ее, гладко накатанную, простре­лившую тайгу вплоть до озера, носящего странное язы­ческое название — Самотлор.

—  А на том месте, где мы с вами находимся, выра­стет город, — говорил Шереметьев, — настоящий город! С каменными домами, с цветочными клумбами...

—  Небось и. кинотеатр будет под вид тюменского «Темпа»? — прервала оратора острая на язык Анна Бон­даренко.

—  А как же без кинотеатра? Обязательно будет!

—  С широким небось экраном?

—  Ну, конечно же не с узким! И Дом культуры по­строим! И первые свадьбы сыграем здесь!..

Поляну растревожило. В глазах людей заполыхали задорные огоньки. Люди уже смеялись от души, без­удержно. И Шереметьеву в тот час было легко и весело.

—  Бабоньки, мужчинки! Вы что покатываетесь-то хоть?

—  Да больно уж ты, Юрий Григорьевич, складно сочиняешь...



Дороги... Без них невозможна жизнь человека. Дороги люди строят на протяжении веков. Не так давно близ Гам­бурга под двухметровым наслоением торфа археологи обнаружили бревенчатый настил. По нему громыхали экипажи еще две тысячи лет назад. Примерно такого же возраста дорога была найдена в болотах Австрии. На ней какой-то путешественник обронил монету с изоб­ражением римского императора Клавдия Тиберия,

Опыт строительства дорог кропотливо обобщен проектировщиками. Они пользуются им постоянно. Это их таблица умножения. Но однажды проектировщики ока­зались обезоруженными. Самотлор начисто отмел все варианты былых трасс. Он потребовал новых проектных решений.

Омские ученые в поисках ответа, какие дороги при­менить для Сердца-озера, просмотрели всю зарубежную литературу. Но ни опыт американцев, ни опыт канад­цев для тюменских условий не подходил. Бакинские до­рожники тоже ничего существенного предложить не смогли...

Нужно было искать свой вариант. И подступы к Самотлору стали своеобразным исследовательским по­лигоном.

Но это произошло чуть позднее. А в те дни, совершив тридцатидневный и, как выразился один из писателей, «шальной и дерзкий болотный поход», к Самотлору про­бились буровики Григория Норкина. Бывший танкист, не раз горевший в танке и встретивший светлый День Побе­ды в Берлине, повел горсточку храбрецов сквозь бураны и морозы. По нехоженой целине.

И довел. А в мае телетайпы страны торопливо от­стучали сообщение о рождении нового нефтяного фон­тана Тюмени.

Тогда еще немногие представляли, что скрывается за предельно скупыми газетными строчками. А неко­торые даже недоумевали, почему это «Муравленко по­лез в болото».

О том, с какой маятой возводили на Самотлоре первую буровую, сложены легенды. Самотлор, холодный и угрюмый, не собирался добровольно распахивать двери своих кладовых. Если уж, мол, умудрились нащупать мои богатства сквозь толщу воды и трясины, то прояви­те смекалку подобрать к ним ключи.

Сделать это должны были дорожники, в чем началь­ник Главтюменьнефтегаза Виктор Иванович Муравленко ничуть не сомневался. Вот поэтому-то в те дни в его просторном кабинете состоялся, как потом его окрестят, «большой совет». Хотя было бы точнее его назвать не­обыкновенной лекцией. Правда, на этой своеобразной лекции о Самотлоре кроме хозяина кабинета присутст­вовали лишь начальник треста Тюменьдорстрой Юрий Владимирович Юшков и главный инженер этого же треста Борис Федорович Илясов. Только и всего. Дру­гих участников не было.

О чем же говорил Муравленко, стоя у крупномас­штабной карты, усеянной цветастыми пятнами условных изображений? Для начала коснулся статистики. И вот какой. Географы подвели любопытный итог: на Тюменщине — около 450000 озер! Но Природа при их распре­делении допустила явную несправедливость — большую часть озер разбросала по Северу. И теперь дружной весной, когда охмелевшие реки выходят из берегов и сливаются с озерами, половина площади двух нацио­нальных округов бывает затопленной. Настоящее до­историческое море!

— А сейчас посмотрите вот сюда, — Виктор Ивано­вич нацелил острие карандаша чуть повыше Старого Вартовска, где было посажено светло-голубое пятно. — Одна из загадочных жемчужин. Озеро Самотлор! Стран­ное название, не правда ли?

Начало «лекции» было интересным и в то же время туманным. Но Юшков и Илясов чувствовали, что Муравленко вот-вот перекинет мост к чему-то главному.

—  Но сегодня нас область топонимики волнует по­стольку, поскольку это, так сказать, присказка для ок­раски. Под Самотлором раскинулось еще одно озеро. Нефтяное! И сейчас стоит вопрос, как подобраться к этому двухэтажному водоему, чтобы на его, так сказать, крыше создать россыпь кустов-площадок для бурения.

Величина зеркала верхнего озера — 50 квадратных километров. Слой воды не очень-то велик, но под ним еще один, торфяной. Глубина его — 5 метров! Но и это не все. Главное, Самотлор окружают немеряные топи, на которых еще каким-то чудом держатся безмолвные идолища охотников ханты. Стало быть, выход один — нужна дорога. Без нее к озеру не подступиться...

—  Идите решайте, — спокойно закончил свою лек­цию Муравленко, и в этих его словах и Юшков, и Иля­сов уловили еще другое: «Идите и сделайте!..»



Земля здесь, что и говорить, жадная. Бревно, трак­тор сглотит, только успевай корми.

Капризная, несговорчивая земля. Прямо-таки на гла­зах она расступается под горушкой высыпанного из машины гравия, горбатит лежневые дороги, играет, как ей заблагорассудится, прочно сколоченными тротуара­ми, и даже деревья на этой земле живут неполную свою жизнь, валит их с ног в расцвете сил.

Илясов прибыл в Балкоград, как дорожники окре­стили свой временный городок, еще в «ранге» главного инженера стройуправления. Прибыл в самое начало роз­вязей, когда под окном конторы легко и безнадежно завалился стосильный трактор. Машины, брошенные ему на выручку, с той же легкостью разделили его пе­чальную участь. Рабочие, с ног до головы уляпанные грязью, изысканно костерили и бога, и черта, и кочер­гу, но землю не трогали, словно боялись, что она возь­мет и в отместку за это разверзнется под их ногами.

Что сказать об Илясове? Борис Федорович плоть от плоти дорожник. Дорога у него — «в жилах, в крови». Кто-то о нем даже сказал: «Он и родился-то на доро­ге...» И жена Илясова, Мария Ивановна, тоже убеж­денная дорожница. Двух инженеров где-то между Хаба­ровском и Новосибирском свела трасса и уже не раз­лучала.

Балкоград жил напряженной жизнью. Еще большее напряжение царило в его штабе — тесной дощатой кон­торке, которую называли универсальной, потому что днями в ней владычествовал сам «бог трассы» Шереме­тьев, а на ночь она превращалась в общежитие. Народ шутил: «Куда нынче пойдем спать?» — «Айда к Шере­метьеву! У него столы широкие, двуспальные...»

Эхо стройки аукнулось в самых дальних углах стра­ны, и народ валил без писем, без телеграмм, с баулами, со всём скарбом, зачастую и с детьми. Это обстоятель­ство, как показалось Илясову, разбаловало Шереметье­ва, и он довольно-таки вольно распоряжался свежими кадрами.

В тот день в его кабинет робко, стараясь не запят­нать сапогами крошечный лоскут ковровой дорожки, вошел уж какой по счету проситель:

—  Примите...

До странного непонятный, отвлеченный от дела раз­говор завел с ним Шереметьев. А взгляд набитый, глу­боко ощупывающий вошедшего. И вдруг ни с того ни с сего:

—  И рыбку небось удить любишь?

—  А как же, есть такая страстишка! — расцвел об­ладатель плохо вымытых сапог. — Ряжевочку с собой прихватил! И охоту люблю. Ружьишко привез и дро­бей, и пороху.

На этом месте Шереметьев как-то враз закончил раз­говор:

—  Тогда тебе, братец, стоит обратиться в охотничье хозяйство или на рыбзавод. Мне нужны дорожники!

Илясов недоуменно посмотрел на Шереметьева.

—  А что? — спокойно пояснил Юрий Григорьевич. — Приходится отбиваться от рыбаков да охотников. Хлы­нуло на трассу немало людей, охочих поживиться за счет природы... На работе день проводят — пень коло­тят. Зато уж на охоте, ничего не скажешь, горят! Иные разы ходишь, ищешь его, а он сидит где-нибудь с удоч­кой.

Шереметьев был непоколебим в подборе людей. И все же в коллектив просочился отъявленный рыболов Иван Объедкин. Но об этом своеобразном человеке расска­жем позднее.

К постепенно складывающемуся коллективу, как ловкие прилипалы, старались присоседиться не только «любители природы». Спустя годы бывший первый сек­ретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС Герой Социалистического Труда Василий Васильевич Бахилов в своей небольшой книжке «Дорога к нефти» о Шере­метьеве скажет: «Он в общей массе приходящих к нему людей отличал тех, про которых сам говорил, что они считают, будто на Севере длинные рубли валяются по­добно осенним листьям — бери лопату и сгребай в мешок. Таких он быстро отсеивал, а брал энтузиастов, готовых на лишения первых лет». Легко сказать, «отсеи­вал». Дело иногда доходило до прокуратуры.

...Тихим утром Шереметьев вихрем ворвался в Бал­коград.

— Люди, выходите! Все выходите! — колотил он в двери. В другое бы время он не отважился на такое. Но сейчас им руководила рука слепого гнева, который он был не в силах унять. Законы общежития полностью забылись.

Трасса готовилась медленно, а потом стук топоров на ней и вовсе заглох. Лесники — прорубщики трассы — запили горькую. Пили несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Дня два Шереметьев ждал, думал: «Попьют, попьют и возьмутся за топоры». Но не тут-то было. Праздник продолжался. Угрозы не помогали. И в это новое утро начальник саморучно принялся выпроваживать пьяниц из балка.

Не дожидаясь прихода рабочего часа, Шереметьев на всех восьмерых «лесников» сочинил грозный приказ, а через два дня отправился в прокуратуру: ждала его там жалоба от уволенных...

...Кажется, цель была ясна. Строители имели на ру­ках строго обусловленный план действий — проект одиннадцатикилометрового участка трассы, разработанный киевлянами, но Шереметьев вопреки всем установкам упорно гнал дорогу в обратную сторону, к Оби. За та­кое самовольство в верхах его «били», обещали «спу­стить семь шкур». Шереметьев все эти угрозы, как ка­залось, принимал близко к сердцу, но вновь брался за неплановые объекты. И он был прав, в чем Илясов ничуть не сомневался. Без трассы, которая бы вела к городу, к реке, дорожники жить не могли.

Пробить дорогу к реке значило зацепиться за Боль­шую землю. По Оби, которая проносила свои напори­стые воды лишь в четырех километрах, шел безудерж­ный поток и плит, и гравия, и остро необходимого же­леза. Не переносить же все это на «плечах» вертолетов. Только дорога — туда, к реке! — могла снять с повест­ки дня больную проблему.

И дорогу гнали. Гнали полтора мучительных года. И этот короткий отрезок трассы стал для всех, в том числе и для Илясова, той академией, которую надо было обязательно пройти, чтобы затем сделать уверен­ный шаг к Самотлору.

Нет, не думал тогда Борис Федорович, что трасса даст ему пищу для диссертации, да и для ряда статей, одна из которых — «Автомобильные дороги к тюмен­ским нефтепромыслам» — как раз и явится каркасом будущей научной работы.

Ни о чем об этом он не думал. Под эгидой молодого инженера находилась техника. Ее он и днем и ночью кидал в отчаянные атаки на вековые зыбуны, усталый, с воспаленными от бессонницы глазами, ползал по хо­лодному, вездесущему месиву, помогая механизаторам вырвать из топей беспомощный экскаватор, или в кро­мешной темноте ощупывал мотор, пытаясь отыскать в нем какую-нибудь неисправность, а изрядно поизмотав силы, с трудом добирался до дома, падал на кровать как убитый. А утром ни свет ни заря вновь отправлялся на трассу. Она не хотела признавать часовой стандар­тизации. Требовала от всех и от каждого полной отдачи сил.

Люди учились строить дороги на болотах. И, кажет­ся, два варианта такого строительства были найдены. Бульдозеры, эти не заменимые никем работяги, шли, дружно толкая стальными лопатами гребни песка. При­возной — золотая копеечка ему цена — грунт наседал на ненавистную жижу, отпугивал ее. Этот вроде бы немуд­реный прием вскоре нарекут «методом отжима». Вели­колепный прием! Гони да гони песок, возводи насыпь, «опечатывай» ее гладкими плитами.

Но это хорошо там, где под густым разливищем жижи — сравнительно твердый грунт. А как быть, если его отсекает у торфяника, глубокой природной перины, словно бы для приманки усыпанной клюквой, морош­кой да голубикой?..

Когда-то, ступив на эту забытую самим богом зем­лю, Шереметьев раздумывал: «Торф — враг или друг?» И решил: «Враг!» А стало быть, надо вырубать лес, выбрасывать этот торф, и образовавшееся ложе вновь забивать уже твердым грунтом. Даже если толщина «перины» доходит до пяти метров. Дорого? Никто не спорит. Но раз нужна дорога — мирись с теми затрата­ми, которые она тебе предъявляет.

Илясов думал то же самое. Рецепт строительства «болотных дорог» был вроде бы незыблем: выторфовывай, заполняй пустоту песком, возведи насыпь, высоту которой подскажет уровень паводковых вод (кстати, самая «монументальная» насыпь в Нефтеюганске — 16 метров!). Все ясно и просто, как божий день. Однако жизнь порой диктует иное.



Иван Объедкин слывет практичным человеком: семь раз отмеряет, один раз отрежет, и уж наверняка. И на трассу он прибыл, чтоб поначалу посмотреть, стоит ли овчинка выделки. Хотя отец Ивана — плотник на все руки — Василий Маркелович уже пол-лета отстучал на свежей стройке щекастым своим топором, смахнув со стола солнечные стружки, писал сыну: «Приезжай, Вань­ка, тута-ка промашки не дашь...»

Как-то так получалось, что отец всегда первым «вы­руливал» из дому. Потом уж вещички в чемодан ски­дывал сын. Вроде бы жил по правилу: зачем две голо­вы враз в омут совать.

Сами Объедкины, хоть род их и велся из Мордовии, в Сибири объявились давно, а за Урал наезживали ред­ко. На сибирской, по всем статьям благодатной земле у Василия Маркеловича да Прасковьи Тарасовны наро­дилась седьмица сыновей да дочерей. Бог любит трои­цу, а у них вот семеро...

Жена Маркеловича была твердой домоседицей. Крепко-накрепко пристегнуло ее к крестьянству. А вот глава семьи оказался «порхатным»: чуть что — топор за опоясок и подался искать счастья. Такая его кочевая жизнь заразила и юных Объедкиных. Только оперились, почувствовали силу в крыльях — и разлетелись из род­ного гнезда.

Была у матери тайная надежда, что уж младшенький-то ее сын, Ванюшка, увяжет свою жизнь с колхоз­ной. Но и у этого завелся отцов зуд. Навострил Иван то­пор и отправился на строительство железной дороги Барнаул — Артышта. Быть может, так бы всю жизнь они и рубили с отцом дома в четыре руки, но однажды в душе Ивана случился какой-то надлом, запоглядывал он на технику.

Отец долго супил квадратные брови и в конце-концов сломился: «Раз любовь к топору пропала, не ходить тебе, Иван, в добрых плотниках. Иди покоряй свою страсть — железо. Трактор, понятное дело, сила! В него, говорят, впряжено сто коней...»

Время еще то было тяжелое. И младшего Объедкина на курсы трактористов проводили, выдав ему всего 200 рублей (20 рублей по-нынешнему). Однако железо Иван покорил, но еще долгое время носило его между дорогами, которые он строил, и родным колхозом. По­живет чуток дома, и опять начинает ему сниться дорож­ная насыпь, караваны машин, плывущие с сыпучим песком из глубоких карьеров...

Отец долго колесил по стране с «именным» своим топором. Но однажды, услышав по радио о стройке, за­тевающейся в тайге, заспешил туда. А вскоре, сидя в избушке-моховушке при свете чадной стеариновой свечи, писал, соблазняя сына: «Работы тут и тебе, и твоим внукам хватит...»

Поехал в тайгу Иван Объедкин. Штиблетики с собой прихватил и болотные сапоги, словно заранее знал, что асфальтами тут не пахло. Но сияющую чистотой палу­бу теплохода «Патрис Лумумба» покинул в штиблетах. На высоком ступенчатом берегу было сухо. А отошел от пристани метров двадцать, сам себе сказал: «Не пой­дет» — и натянул сапоги-«самотлоры».

Шел Иван по местному «жидкому асфальту» и каж­дого встречного окликал:

—  Где у вас тут дорожники?

Встречные отвечали неопределенно:

—  Да где-то там, глубже, где поболе медведей...

Отца Объедкин нашел не сразу. Столярка у него

была на дому. Пахло в отцовском убежище здоровым духом смолы, хвоей и клеем. Вокруг валялись заготов­ки для рам и дверей, гвозди и скобы.

Шереметьева Иван узнал сразу. Папаха на голове, как у генерала. И команды подает — в дальних углах, поди, медведи шарахаются. Но фамилию Иван у него все-таки спросил и тут же доложил, с какой целью прибыл.

—  Пьешь? — покосился на него Шереметьев.

—  А Василий Маркелович пьет? — ответил Иван на вопрос вопросом.

—  Кажется, нет...

—  Не кажется, а не пьет! А я его сын. Так что по­нимать надо!..

Шереметьев слегка опешил:      «Больно остер на язык!» — а вслух сказал, окинув и реку, и прилегающие к ней топи, в которых пурхалась техника:

—  Вот, любуйся! Если нравится такая экзотика, по­давай заявление.

—  А меня эта ваша экзотика ничуть не пугает, — сказал младший Объедкин. — Видели мы и не такую экзотику...

Так в СУ-909 появился еще один человек, у которого Шереметьев почему-то не удосужился выяснить, к чему он имеет большую тягу, к трассе или к рыбалке...

Погода устоялась — сгнить можно. Небо не уставало рассеивать дождевую морось. Дороги бесследно ныр­нули под разливы грязи, и машины плыли по ним, как корабли по морю, оставляя по бокам «усы», а позади себя — лениво хлюпающие волны. Коробило, растаски­вало лежневые дороги — былую надежду строителей. Бревна, не выдерживая многотонной тяжести тракто­ров, срывались с насиженных мест, норовили встать «на попа».

Но жизнь в «северных джунглях», как Объедкин называл окрестности Самотлора, несмотря на непогоду, становилась все более оживленной. Лесорубы проруба­ли широкую, как городской проспект, просеку. Дроб­ный стук топоров и вой бензопил теснили тишину урма­нов. К этим звукам примешивался и более звонкий перестук плотницких топоров, высоко взлетающих над смолевыми срубами Балкограда, и яростный рев дизе­лей, и отрывисто-резкий лязг тракторных гусениц...

Вторую неделю Объедкин не покидал песчаный карьер, чем-то смахивающий на глубокое желтое блюд­це с обкусанными краями. Золотую россыпь песка — для этих мест именно золотую! — изыскатели обнару­жили под полутораметровым слоем торфа. И сейчас этот песок надо было перекидать в кузова сотен машин и затем уложить в емкое тело дорожной насыпи.

Когда экскаваторы (один — Объедкина, другой — Краснова) еще спускались в карьер, шоферы, ждавшие первой лопаты, как по команде переглянулись, и на их удивленных лицах вырисовалось одно и то же: «Это что же они, черти такие, настоящие гонки тут нам решили устроить?»

Две машины Э-652Б, неразворотливые и тяже­лые, как гигантские утюги, ломились в карьер на пре­дельной скорости. Но шли они бок о бок, словно свя­занные друг с дружкой жестким сцеплением. Когда же обе машины оказались на дне «блюдца», то разом, точ­но по команде, врубились лопатами в плотно слежав­шийся грунт.

—  Вы что, как с цепи сорвались? — не выдержал кто-то из шоферов.

—  Пяться! — неистово крикнул Объедкин, а когда кузов «ЗИЛа» просел под тяжестью песка, так же зло добавил: — Мы что... спать сюда приехали?..

В этих словах был весь Объедкин. Кисти его рук срастались с эбонитом рычагов, и для него за гранью карьера уже ничего не существовало. Взгляд машини­ста, его мысли были прикованы к одной лишь лопате, которая то вгрызалась крупными зубами в плотно сле­жавшийся грунт, да так, что двадцатидвухтонная грома­да экскаватора тряслась точно в ознобе, то вздымалась и летела к кузову нового грузовика.

Движения хозяина машины были отработаны до по­разительного автоматизма. Ничего в них не было лиш­него. Все заранее выверено и экономно.

У Объедкина была одна, пожалуй, основная его чер­та. Он испытывал угрызение самолюбия, когда кто-то оказывался впереди его или даже наступал ему на пят­ки. В такие минуты он ставил на карту все: и собствен­ное мастерство, и предельные возможности машины, и личное время. С присущей ему прямотой Иван говари­вал: «Не люблю идущих впереди меня. Раздражают пятки...»

И когда Объедкин, спуская свою машину на днище песчаного карьера, увидел рядом строго очерченную тень второго экскаватора, он постарался выжать из мо­тора все, что тот мог дать. Иван не допускал мысли, что кто-то другой, а не он окажется первым на участке будущей битвы, первым вонзит стальные челюсти ло­паты в спрессованные веками этажи песка.

Двенадцать суток Объедкин не выходил из карьера. Здесь у него было рабочее место, здесь он спал, кинув под голову блестящую от мазута и потому будто бы хромовую телогрейку. И вновь садился за рычаги экс­каватора. Попервости ему говорили, что это, мол, ты, Иван, не бережешь свое здоровье, и он сердито отве­чал: «А вы о моем здоровье не беспокойтесь! Я за него как-нибудь отвечу сам». Потом же и задавать такие во­просы перестали.

Он приехал на трассу работать. И он работал, как ему подсказывала душа. Даже во сне Ивану порой ви­делась односложная схема движения лопаты: от грунта до кузова и от кузова до грунта. Ее, эту схему, можно было, конечно, усовершенствовать за счет сокращения времени захвата грунта, увеличения скорости полета лопаты и более резкого сброса песка в кузова грузови­ков. Но все это могло произойти только при непрерыв­ном потоке машин. А такого потока не наблюдалось.

Постепенно и карьер захлестнуло жидким месивом. Экскаватор валился то на один, то на другой «лапоть». Прямая лопата — мудрая выдумка конструкторов, но не для самотлорских карьеров — отказывалась слушаться машиниста. Ей требовалось стабильное положение экс­каватора. А при его хромоте вся отдача от лопаты — чайная ложка в час.

Иван от сознания своего бессилия багровел, на его висках вздувались, пульсировали тугие шпагаты вен. Перекрывая гул своего мотора, он клял и карьер, и не­задачливых конструкторов. Таким кипяченым его не ви­дела даже жена Лида в самые остросюжетные моменты их жизни.

Объедкин пытался «вылечить» экскаватор от хромо­ты. Вместе с шоферами совал под его широкие гусени­цы доски и стволины сосен. Но эффект от такого стара­ния был невелик. Древесный фундамент тут же прова­ливался и исчезал, словно его не бывало.

В карьер медленно, как-то боком сползали ворчли­вые «ЗИЛы». Отягченные грунтом, они выскребались на дорогу, безжалостно избивая себя крупными цепя­ми. Иногда им на выручку приходил трактор, снятый главинжем Илясовым с других, не менее важных ра­бот. Роскошь, конечно, но никуда не денешься.

Экскаваторы в ожидании очередных кузовов подре­мывали. Объедкин выходил из себя:

— Мне в этом карьере не сделать никакой карьеры!

Конечно, в задания плана он укладывался, и рубль ему шел вполне приличный, но Объедкина такое поло­жение вещей ничуть не грело. Не будь этих окон-просто­ев, он бы рванул и два, и три плана. Но вот окна. От них надо было как-то отделываться...




Из дневника Юрия Перконса



«_Бывает_и_такое._Сегодня_случайно_забрел_в_строй­управление,_которое_обустраивает_Самотлор._И_вот_уже_завтра_улетаю_в_Нижневартовск._Не_знаю,_для_чего_был_сделан_такой_крюк._Прилететь_с_Севера_в_Тюмень,_чтобы_снова_улететь_на_Север...»_

_«Вот_и_началась_моя_новая,_нижневартовская_жизнь._Отныне_я_ — _стропальщик!_Вчера_с_направлением_отде­ла_кадров_предстал_перед_начальником_участка._Он_при­нял_меня,_сидя_в_кабине_«газика»._Говорят,_это_его_второй_кабинет._

_Когда_я_шел_его_искать,_мне_казалось,_что_увижу_пожилого_мужчину,_может_быть,_даже_седоватого._И_удивился,_встретив_полнолицего,_крепковатого_парня_лет_двадцати_пяти._Он,_как_и_все_на_трассе,_был_в_бо_­_лотных_сапогах._Распахнув_дверцу_кабины_и_опустив_ноги_на_подножку,_внимательно_поизучал_мою_бумажку_и_сказал:_

— _Значит,_латыш?_Ну,_тогда_нас_на_трассе_будет_двое._Давай_знакомиться:_Владимир_Лейтланд._

_Оказывается,_дед_Лейтланда_в_годы_революции_был_латышским_стрелком,_дрался_с_беляками_в_Сибири,_а_затем_остался_жить_в_Омске._Там-то_Владимир_и_рос._А_сейчас_вот_ — _начальник_молодежного_участка_дорож­ников._Говорят,_это_самое_крупное_комсомольское_со­единение_на_ударной_стройке!..»_

_«Когда_я_еще_был_в_Тюмени,_здесь,_в_Нижневартов­ске,_отпраздновали_большое_событие._Был_сдан_в_экс­плуатацию_грузовой_причал._Сейчас_к_нему_уже_идут_первые_грузы._На_этом_причале,_как_мне_сказали,_я_и_буду_работать._

_На_причал_поехали_рано_утром._Моим_попутчикам,_тоже_рабочим,_видимо,_здешняя_экзотика_давно_при­елась,_а_я_с_интересом_смотрел_по_сторонам._Промель­кнул_вагончик-магазин,_за_ним_ — _вагончик-столовая._Целый_поселок_из_вагончиков!_Но_из_этой_жидкой_зем­ли_уже_поднимаются_кирпичные_дома._Возле_них_я_уви­дел_«скорую_помощь»-вездеход._Показалось_странным,_хотя_странного_ничего_нет._К_больному_обыкновенная_машина_по_топкой,_никогда_не_просыхающей_грязи_не_доберется_и_за_сутки._

_Мы_ехали_по_головной_бетонированной_магистрали,_которая_пересекала_настоящее_болото._Рядом_с_насыпью_все_кочки_и_кочки._Кажется,_какое-то_болотное_войско_высунуло_косматые_головы_из_воды_и_вот-вот_появится_на_дороге._От_магистрали_в_сторону_строящихся_домов_убегают_все_те_же_бетонные_плиты._Работа_строителей!_Без_магистрали,_без_этих_плит_просто-напросто_не_обой­тись._Вся_здешняя_жизнь,_как_сказал_мне_один_из_ра­бочих,_крутится_на_бетоне._Полосы_жизни..._

_От_головной_магистрали_нас_понесло_куда-то_в_сто­рону._Машина_запрыгала._Плиты_здесь_подмыло_дож­дями,_и_они_лежат_неровно._

_Но_вот_наконец-то_и_причал._Мной_сразу_занялся_мастер,_стал_торопливо_проводить_инструктаж._Дескать,_нельзя_за_стропы_цеплять_груз_с_неизвестным_весом,_нельзя_стоять_под_стрелой_ — _все_нельзя_и_нельзя._Я_не_вытерпел,_спросил:_

— _А_что_тут_у_вас_можно?_

_Он_даже_не_улыбнулся._Какой-то_неразмоченный_сухарь!_

_До_обеда_мы_разгрузили_три_контейнера_с_цементом._Мешки_тяжелые,_литые,_точно_в_них_запечатано_железо._С_непривычки_ноют_кости._А_вечером_(видимо,_един­ственное_здесь_благо)_смотрел_телевизор._Играли_хок­кеисты_СССР_и_Канады._Канадцы_проиграли!_Ребята_были_довольны...»_

_«Вчера,_судя_по_календарю,_было_воскресенье,_но_мы_разгружали_баржи._Речники_не_ждут,_торопят..._Выгру­зили_двести_бетонных_плит,_которыми_устилают_насыпь._Где-то_они_будут_лежать?_Одну_из_них_пометил,_может,_где_и_встретимся._А_вечером_вновь_телевизор._Пела_бол­гарская_певица_Лили_Иванова»._

_«Грузы_идут_и_идут._Одну_баржу_разгрузим,_подхо­дит_вторая._

_Записался_в_библиотеку,_унес_с_собой_целую_гору_книг._Хотя,_надо_сказать,_библиотека_здесь_небогатая,_потому_что_молодая,_как_и_сама_библиотекарша._Гово­рят,_средний_возраст_жителей_Нижневартовска_ — _26_лет._Кому-то_приплюсовали_мои_годы...»_

_«Утром_ходил_в_баню._Хорошая_здесь_баня!_С_обжи­гающим_парком,_с_березовым_веником._

_Вчера_приобрел_банку_крема._Сейчас_начищу_сапо­ги_— _и_снова_на_работу,_на_цемент!..»_

_«Днем_ездил_в_Старый_Вартовск._Вышел_из_автобуса_на_остановке_Речной_порт,_сходил_посмотрел_расписа­ние_движения_теплоходов._А_для_чего_это_сделал,_и_сам_не_пойму._

_Улицы_в_поселке_(его_мы_называем_городом)_в_от­дельных_местах_немощеные_и_разрыты_тяжелой_техни­кой._Ходить_трудно._

_Среди_земляных_гор_увидел_ярко_разукрашенный_«газик»_и_небольшой,_весь_в_лентах,_автобус._К_ним,_выбирая_места_посуше,_шли_жених_и_невеста._Девушка_была_в_фате_и_сапогах._Такая_же_обувь_красовалась_на_ногах_жениха._

_За_молодыми_гуськом_шла_вся_свадьба._Весело_на­игрывала_гармошка._Кто-то_пел._

_Потом_все_стали_фотографироваться_и,_наконец,_куда-то_поехали._«Газик»_шел_сравнительно_легко,_а_авто­бусик_полз_по_грязи,_прямо-таки_уревываясь...»_