Истомин Счастливая судьба
Иван Григорьевич Истомин












Иван Истомин 





_СЧАСТЛИВАЯ_СУДЬБА_







ЛЕГЕНДА













На темном небе вспыхнул нежный луч, потом второй, третий, четвертый... И вот огромные светлые столбы по­висли над необъятной холмистой тундрой. Нижние концы их кажутся яркой бахромой, а верхние постепенно сходят на нет. Столбы сливаются вместе и образуют гигантскую разноцветную ленту. Одним концом она упирается в ка­менные вершины древнего Урала, а другим уходит на восток. Поперек ленты трепещут красные, желтые, зеле­ные полосы. Все вокруг, словно маревом, подернуто яр­кой огненной пылью.

Это Нгэрм-Харп — Полярное сияние.

По искрящейся цветами радуги снежной тундре круп­ной рысью мчится оленья упряжка. Ларко Сусой сидит, сгорбившись, в мохнатом дорожном гусе поверх малицы. Он похож на куст карликовой березы, занесенный пух­лым снежным покровом. Ларко почти не шевелит хоре­ем — палкой, похожей на пику: четверка гладких оленей бежит без понуканий. Но когда нарта подпрыгивает на снежном заструге, Ларко круто поворачивается назад и спрашивает:

— Не упала еще?

Позади Ларко в малице с матерчатой сорочкой, окутанная большой полосатой шалью, сидит Нина Морозова, работник местной газеты.

—  Не бойся, я не сплю, — отвечает Нина.

—  Спать не надо, на небо надо смотреть, — советует проводник. — Сегодня небо шибко хорошо играет.

Девушка, прикрывая рот шалью, устало выпрямляет спину и задумчиво говорит:

—  Да, сегодня небо как в сказке...

—  В сказках еще лучше бывает, — ухмыляется Ларко Сусой. Его бронзовое лицо едва виднеется в глубине ка­пюшона с закуржавелой меховой оторочкой.

—  А ты сказки знаешь? Расскажи мне.

—  Нет, я сказок не знаю. У меня память плохая, все забыл. Вот на фактории Ямб-Яха живет старуха, скази­тельница Воттане. Она может петь песни ярабц[1 - Ярабц — песни-былины.], длин­ные, как езда на быстрых оленях от Ямала до Енисея.

—  Правда? — радостно удивляется Нина. — Вот хоро­шо-то! Я как раз собираюсь побывать на этой фактории.

—  А зачем тебе ненецкие сказки?

—  Как зачем? Я запишу, а потом в Москве книгу на­печатают.

—  А-а... — Ларко Сусой трогает гибким хореем пе­редового, а потом опять спрашивает: — А ты в Москве бывала?

—  Два раза ездила.

—  И в Мавзолей ходила?

—  Конечно. Ленина видела.

—  А я еще в Москве не бывал, — вздыхает Ларко. — И здесь Ленина не видел. Когда Ленин приезжал на Ямал, я еще совсем маленьким был.

Девушка наклоняется к нему, подставляя миловидное лицо снежным брызгам.

—  Разве Ленин был на Ямале? — удивленно спраши­вает она простуженным голосом.

—  А как же? — отвечает Ларко, силясь взглянуть че­рез плечо на собеседницу.

—  Не слыхала я.

—  А разве в книжках об этом не написано?

—  Мне такие книги не попадались, — сказала Нина. — Наверно, это сказка.

— Хм... Почему сказка? — сердито заметил Ларко, резко взмахнув хореем. Олени запрокинули головы с ветвистыми рогами, и сизые струйки горячего дыха­ния с силой вырывались из их открытых заиндевелых ртов. Девушка, отшатнувшись, торопливо прячет лицо за рукав малицы, а Ларко Сусой, облокотясь на пра­вое колено, подался всем телом вперед.

Когда бег оленей стал ровнее, Нина подняла голову. Она некоторое время молча смотрела голубыми, слезящи­мися на морозе глазами на широкую спину ненца. По­том, кашлянув, подала голос:

— Значит, Ленин был на Ямале?

— Да, — охотно отзывается Ларко Сусой, не меняя позы.

— Зачем же он приезжал сюда?

— О-о!.. Это долго рассказывать.

— Вот и хорошо. Я буду слушать и не усну.

Ларко медленно выпрямляет спину, слегка дергает

вожжой и, не вставая, подвигается боком к Нине. Поло­жив хорей на колени, достает из-за пазухи трубку. Обиль­ный иней на его густых черных бровях и сосульки на щетине усов то и дело вспыхивают искорками. Наби­вая аккуратно трубку из замшевого кошелечка и взгля­нув маленькими раскосыми глазами на девушку, он на­чал:

— Давно это случилось. Ой, давно! С тех пор прошло семь тысяч лун. И еще семь тысяч лун. И много раз по семь тысяч лун прошло. Ненцы раньше богатые и силь­ные были. Хорошо жили. В Сале-Яме[2 - Сале-Ям — Обь.] разная рыба во­дилась, в тундре — песцы, лисицы, а оленьи стада от самого моря до лесов паслись. Все это было, потому что над тундрой светило большое солнце.

Но неподалеку от ненцев жил завистливый и злой об­манщик — людоед Пюнегуссе. Над ним никогда не све­тило солнце.

Еще семь тысяч лун прошло. Но однажды завистли­вый людоед Пюнегуссе приехал к ненцам в гости. Огнен­ной воды привез, стал угощать пастухов, рыбаков, охот­ников. Допьяна напоил ненцев и тогда спрашивает лас­ково:

«Пошто вы так богаты?»

Ненцы сказали:

«Солнце наше счастье, наше богатство охраняет».

Хитрый людоед не жалеет огненной воды, опять уго­щает. Помутился разум у ненцев, заснули они мертвым сном. Тогда обманщик Пюнегуссе из чума вышел, взял свой бубен из моржовой шкуры и камлать[3 - Камлание — колдовство, заклинание духов.] начал. Семь лун кружился. На восьмую солнце к его ногам упало. Не стало над тундрой теплого солнца.

Семь лун спал весь ненецкий народ. Через семь лун проснулся и видит: темная ночь в тундре. Куда олени девались? Куда девались лодки и снасти? Никто не знает. Плохо стало ненцам. Без солнца какая жизнь?

—  Да уж куда хуже! — подтверждает Нина.

—  А ты говорила — сказка, — рассказчик довольно улыбается, выпуская изо рта вместе с паром струйку дыма.

Олени, увлекаемые вожаком, бегут и бегут крупной рысью, а Ларко Сусой, посасывая трубочку, продолжает:

—  С тех пор ушло счастье от ненцев. Появились в тундре жадные богачи — тэтта да обманщики тадибе — шаманы. Стали они заодно со злым людоедом Пюнегус­се. Хорошо им вместе обманывать людей и чужое добро воровать. Не светит солнце над тундрой, в темноте ниче­го не видно. Легко стало злодеям. А к ненцам беда при­шла. Беда! Есть стало нечего. Темной страной стали на­зывать наш Ямал, а жителей — дикарями, самоедами. Когда-то у ненецких женщин, полных, как нельмы, были здоровые дети. Теперь же они рождались слабыми. Стал вымирать ненецкий род.

Семь тысяч лун прошло и еще семь тысяч лун. И ре­шили ненцы, что так всегда будет, пока не умрет весь ненецкий народ. Про счастливую жизнь, про солнце толь­ко старики в сказках рассказывали.

Но вот в роду Ненянгов родился младенец — бога­тырь Ваули. Рос он быстро, как песец, и через семь лун стал сюдбя-богатырем, великаном-богатырем.

Спрашивает сюдбя-богатырь Ваули:

«Пошто ненцам есть нечего? Пошто вы так бедно жи­вете?»

И рассказали ему старики про солнце, про счастли­вую жизнь. Много таких сказок услышал Ваули.

Тогда опять спросил Ваули:

«К тому завистливому и злому людоеду Пюнегуссе как дорогу найти?»

Отвечают ему сородичи:

«Как найти дорогу к людоеду Пюнегуссе, не знаем. Где солнце спрятано — не слыхали. Если б знали ту до­рогу, давно бы солнце в тундру вернули».

Стал думать сюдбя-богатырь Ваули. Семь лун думал, сказал:

«Позовите мудрого тадибе. Пусть он спросит у духов, где солнце спрятано».

Позвали тадибе-шамана. Перед камланием он съел семь пьянящих мухоморов, чтоб глаза лучше видели, уши лучше слышали, чтоб сердце его сделалось вещим. Потом взял он бубен — начал делать камлание. Много лун кружился, наконец упал с пеной у рта и молвил:

«Солнце наше спрятано в жабрах зубастой рыбы-зве­ря Халэ, что живет в Ледяном море и посылает ненцам непогоду и ненастье. Так мне сказали духи».

Тэтта-богачи подтвердили:

«Да, наше солнце в жабрах рыбы-зверя Халэ спря­тано».

«Может, правду тадибе говорит», — подумал сюдбя-богатырь Ваули. Надел поверх малицы парку из лосиной шкуры, взял копье с железным наконечником, сел в семи­саженную лодку и так сказал сородичам:

«Кто желает счастья для своего народа, у кого храб­рое сердце, пусть со мной в лодку сядет. Зубастую рыбу- зверя Халэ убьем. Если оно там, в жабрах этой рыбы-зверя, вернем солнце в тундру».

И сказали ненцы:

«Поедем, поедем! Вернем солнце в родную тундру!..»

—  А хорошо рассказываешь, — не утерпев, похвалила Нина.

—  Как умею, — улыбается Ларко, придерживая од­ной рукой покачивающийся хорей. — ...И поплыл сюдбя- богатырь Ваули с храбрыми сородичами к Ледяному морю. Долго плыли. Много лун прошло. И вот над вол­нами рыба-зверь Халэ показалась. Увидев лодку, широ­кий хвост подняла, заревела страшно, изо всех сил по воде ударила. От этого удара льды на море полопались, сердитые волны о берег тундры бить стали. Темное небо совсем низко над морем опустилось. Зубастая рыба-зверь Халэ к лодке подплывать стала.

Тогда крикнул бесстрашный сюдбя-богатырь Ваули:

«Эй ты, старая бродяга Халэ! Пошто прячешь наше солнце?»

Услышав такое, рыба-зверь Халэ хотела лодку пере­вернуть, людей в море опрокинуть. Но сюдбя-богатырь Ваули разгадал эту хитрость. Он копьем своим размах­нулся, рыбе-зверю в ноздри ударил. Зубастая Халэ взре­вела, нырнула глубоко. А когда вынырнула у самой лод­ки, тогда каждый ненец в нее копье вонзил.

Семь раз ныряла зубастая рыба-зверь Халэ. Рассер­дился храбрый сюдбя-богатырь Ваули, рыбе-зверю на спину вскочил, в жирный бок ее якорь всадил. Зубастая Халэ ударила хвостом, веревку струной натянула. Но уйти не смогла: богатырское копье ей в мозг попало. Храбрые ненцы рыбе-зверю сердце, почку и печенку на­сквозь копьями пробили. Вздрогнула в последний раз зубастая Халэ, пузыри пустила. Много в этом поединке храбрых ненцев погибло, навеки в морской пучине оста­лись.

Победители на аркане зубастую рыбу-зверя Халэ к берегу приволокли. Стали разделывать. Семь лун разде­лывали рыбу-зверя. В жабрах, в пасти, в брюхе солнце искали. Не нашли.

Тогда сюдбя-богатырь Ваули подумал и сородичам так сказал:

«Шаман-то, однако, ошибся. Надо другого, самого мудрого тадибе позвать».

Пришел самый мудрый тадибе-шаман, перед камла­нием съел семь раз по семь пьянящих мухоморов, чтоб глаза его лучше видели, уши лучше слышали, чтоб серд­це его сделалось вещим. Потом взял бубен — камлать начал. Много лун кружился, наконец упал с пеной у рта и промолвил:

«Солнце спрятано в пещере семирогого быка Я-Хора, что живет в Подземном царстве. Так сказали духи».

И опять тэтта-богачи подтвердили слова самого муд­рого тадибе-шамана. Тогда сюдбя-богатырь Ваули ска­зал:

«Ладно, еще раз по вашему совету попытаемся солнце искать».

Надел сюдбя-богатырь Ваули поверх малицы парку из мелких костяных колец, взял семисотсаженный аркан с костяной петлей и семипудовый нож-меч. Встал на лы­жи, обитые тюленьей шкурой, сородичей позвал:

«Кто желает счастья для своего народа, у кого храб­рое сердце, пусть со мной пойдет. Семирогого быка Я-Хора убьем. Если оно там, в пещере семирогого быка, вер­нем солнце в тундру».

И сказали сородичи:

«Пойдем, пойдем! Вернем солнце в родную тундру!»

Нина Морозова внимательно слушает ненца и не чув­ствует, как пальцы ног, обутых в женские кисы-белобоки, начинают коченеть. А Ларко, изредка погоняя заметно уставшую упряжку, неторопливо-спокойно рассказывает о жестокой битве бесстрашного сюдбя-богатыря Ваули и ненцев-бедняков с семирогим быком Я-Хора.

— Бой был долгий — семь лун раздавался гром под землей. Мерзлая тундра вздымалась высокими холмами- сопками, словно разбушевавшееся море. Много храбрых ненцев погибло от страшных ударов семирогого быка Я-Хора. Наконец сюдбя-богатырь Ваули с помощью ос­тавшихся в живых сородичей все же заарканил семиро­гого быка Я-Хора, прыгнул ему на спину и с размаху в три удара тяжелым ножом-мечом отрубил все семь ро­гов. Истекая черной кровью, как глыба, рухнул на землю побежденный бык Я-Хора. Обыскали ненцы Подземное царство, разрушили пещеру семирогого быка Я-Хора, но заветного солнца не нашли...

И опять сюдбя-богатырь Ваули стал думать. И ска­зал сородичам:

«Богачи и шаманы заодно со злым и завистливым лю­доедом Пюнегуссе. Видно, правду о солнце не хотят го­ворить. Слушая их, мы только зря кровь пролили да много людей потеряли. Будем сами искать дорогу к солн­цу. Может, придется семь рек перейти, семь гор перева­лить, семь стран обойти, а дорогу к солнцу найдем — вернем родной тундре».

И ответили ненцы:

«Семь рек перейдем, семь гор перевалим, семь стран обойдем, а вернем солнце в родную тундру!..»

Ларко Сусой с минуту помолчал, чмокнул толстыми обветренными губами, слегка дотронулся хореем до глад­ких спин оленей и опять вдохновенно продолжал расска­зывать:

— Такое услышав, тадибе-шаманы да тэтта-богачи встревожились, говорят:

«Зря вы идете. Солнце, наверно, давно остыло, в чер­ный камень превратилось. Что толку, если и найдете его?»

Не послушались их бедняки-ненцы. Велел сюдбя-бо­гатырь Ваули каждому ненцу сделать копье из желтых рогов быка Я-Хора, взять лук, из семи пород деревьев склеенный, да семь раз по семь стрел с железными нако­нечниками. И пошли они дорогу к солнцу искать, в род­ную тундру солнце вернуть. Сам бесстрашный сюдбя-богатырь Ваули повел бедняков.

С тех пор семь тысяч лун прошло. И еще семь тысяч лун. И много раз по семь тысяч лун. Кто в люльке лежал, уже седым стариком стал. А ненецкий народ все впро­голодь жил. Холодно в тундре, пурга завывает, дети бо­леют. Темно. Весной — темно, летом — темно, осенью — темно, зимой — темно. Только теперь народ тундры хра­нил в сердце надежду. Он так думал: «Пройдет время, вернется сюдбя-богатырь Ваули со своими храбрыми вои­нами. Тогда снова засияет солнце над тундрой». Много тысяч лун жили ненцы с надеждой, а бесстрашный сюд­бя-богатырь Ваули со своими воинами все не возвращал­ся. Стали уж в тундре о них сказки и песни складывать. В одних говорилось, будто Ваули с отрядом к недобрым людям в засаду попал[4 - Вероятно, речь идет о Ваули Пиеттомине, возглавившем в 1825—1841 годах восстание ненецко-хантыйской бедноты против ме­стных богачей и приезжих купцов. Восстание потерпело поражение; Ваули Пиеттомин попал в Обдорске в засаду. Был приговорен к каторге. Пропал без вести в Восточной Сибири. _(Прим._автора.)_], видно, не совсем по правильной дороге шли. Погибли все. В других так рассказывалось: «Сюдбя-богатырь Ваули дорогу к солнцу нашел, скоро вернется, солнце в родную тундру принесет».

Таким сказкам да песням народ тундры больше ве­рил.

И вот однажды ненцы видят: из-за Камня-Урала бе­лая упряжка показалась. За ней много других упряжек... А ты слушаешь? Не спишь?

—  Говори, говори! Очень интересно, —просит Нина, для удобства облокотясь на свою большую сумку.

—  Да, это шибко интересно... И вот подъехал сюдбя-богатырь, а за ним много народу. У каждого на шапке красная звездочка. Поздоровались они с ненцами. Ненцы сразу догадались: сюдбя-богатырь-то — Ленин, у Вели­кой Реки выросший. А остальные — его товарищи, ком­мунисты. Про Ленина да про коммунистов в тундре тоже давно уже песни появились. Слышали, будто они бедным людям счастье добывать помогают. Только бедняки-нен­цы не знали, как с этими хорошими людьми встретиться. А теперь они сами в тундру пришли. Обрадовались бед­няки-ненцы, в один голос закричали:

«Мудрый сюдбя-богатырь Ленин! Спасите ненецкий народ! Помогите нам наше солнце вернуть!»

Мудрый сюдбя-богатырь Ленин, у Великой Реки вы­росший, молвил:

«Ваше солнце, ненцы, что украл завистливый и злой людоед Пюнегуссе, спрятали жадные тэтта да обманщи­ки тадибе».

И еще сюдбя-богатырь Ленин, у Великой Реки вырос­ший, добавил:

«Если мы вместе с вами возьмемся, завистливого и злого людоеда Пюнегуссе победим. Мы заставим жадных тэтта да обманщиков тадибе вернуть солнце в тундру».

Обрадовались бедняки-ненцы. Вооружились они и за Лениным, за коммунистами к злому людоеду Пюнегуссе отправились. Мудрый сюдбя-богатырь Ленин впереди всех шел. Дорогу-то он, видать, шибко хорошо знал. Сколько-то прошли, стойбище людоеда Пюнегуссе уви­дели. В середине стойбища большой каменный чум сто­ит. На верхушке каменного чума двухголовая когтистая птица Лимбя сидит. Глаза у нее огромные, как гнилушки на болоте светятся. Увидела птица Лимбя вооруженных людей, железными крыльями замахала, закаркала страшным голосом. Из каменного чума людоед Пюнегус­се с мечом выбежал, закричал. Из других чумов воору­женные толстобрюхие люди высыпали. Смотрят бедняки-ненцы, а это богачи да шаманы долговязому Пюнегуссе на помощь спешат.

Кровавый бой начался, великий бой. Такого боя ни­когда в тундре не было. Мелькают острые двусторонние мечи коммунистов, стрелы бедняков-ненцев в темноте молнией сверкают. Тундра мерзлая под ногами заколеба­лась. Много раз сходились бедняки со злодеями. Много раз расходились. На изрытую ногами землю немало кро­ви пролили.

Так прошло семь лун. И еще семь лун. И вот мудрый сюдбя-богатырь Ленин семисаженным мечом ударил людоеда Пюнегуссе. Посмотрел Пюнегуссе вокруг, видит: ряды его поредели. Почуял беду Пюнегуссе, подумал: «Это плохо». Еще семь лун прошло. Мудрый сюдбя-бо­гатырь Ленин еще две раны злодею Пюнегуссе нанес. Побледнел людоед Пюнегуссе, чуть не упал, видит: лю­дей его в живых еще меньше стало. Опять он подумал: «Совсем плохо. Далека моя победа».

И еще семь лун прошло. И увидел тогда людоед Пю­негуссе перед самым носом сверкающие мечи коммунис­тов, острые копья бедняков-ненцев. Вскрикнул злодей Пюнегуссе от страха, пошатнулся и пробормотал: «Шибко плохо. Однако, Конец пришел». Так подумав, в океан-море бросился. Семь раз показался из воды. Потом под лед ушел. И утонул...

Тут Ларко Сусой вынул изо рта трубку и, махая ею перед собой в такт словам, одобрительно заключил:

—  Так ему и надо, волчьему сыну... А ты слушаешь? Не надоело?

—  Что ты, что ты! — забеспокоилась Нина Морозо­ва. — Рассказывай, пожалуйста. Все до конца.

—  Скоро конец сказке. До приезда в поселок, может, закончу.

Снова закурив, Ларко Сусой несколько минут пону­кает оленей, легонько подгоняя их хореем. Затем пово­рачивается боком к девушке и охотно продолжает рас­сказывать:

—  Да, так ему и надо, зверю-людоеду. Не стало зло­дея Пюнегуссе, испугались оставшиеся в живых богачи и шаманы. В темноте скрыться решили. Только ничего у них не вышло. Коммунисты да бедняки-ненцы не дали им убежать. Выросший у Великой Реки мудрый сюдбя-бо­гатырь Ленин могучим голосом сказал богачам и шама­нам: «Вы воры и мошенники! Вы солнце ненецкого народа украли. Как жадные волки между собой по кус­кам разделили. Сейчас же верните ненцам солнце!»

Совсем испугались тэтта-богачи да тадибе-шаманы. Задрожали, как трусливые зайцы, принесли из своих чу­мов украденные куски солнца, перед сюдбя-богатырем Лениным положили, сами волчьими слезами плачут: жалко отдавать — с солнцем-то им светло, тепло было.

В каменном чуме злодея Пюнегуссе коммунисты на­шли самый большой кусок солнца. И сразу потухли ог­ромные глаза двуглавой когтистой птицы Лимби. Про­стонала железная птица и свалилась с верхушки камен­ного чума на снег, словно околевшая на морозе куро­патка.

Выросший у Великой Реки Ленин, коммунисты да бедняки-ненцы стали куски солнца вместе собирать. Быстро собрали. Большое солнце получилось. Сюдба-богатырь Ленин взял это солнце своими могучими руками, высоко­высоко поднял, и поплыло оно по небу, как по озеру. Сразу изменилась тундра: светло стало, тепло.

Обрадовался ненецкий народ, плачет от радости, а дети плакать перестали, смеются, ручонками к солнцу тя­нутся.

Товарищи коммунисты стоят, улыбаются, а мудрый Ленин ненцам говорит:

«Видите солнце?»

«Видим!»

«Теперь солнце навеки ваше».

Плывет солнце над тундрой, ярким светом играет. Ле­нин опять говорит:

«Видите сопки, пади, озера, реки?»

«Видим!»

«Теперь ваши они. Навеки ваши».

Посмотрели ненцы вокруг — на сопках олени пасутся, в падях зверей, птиц много, в озерах и реках жирная рыба плещется.

Коммунисты спрашивают:

«Видите, где ваши олени были?»

«Видим! Оленей-то наших, оказывается, тэтта и тади­бе украли».

Ленин сказал:

«Возьмите своих оленей. Теперь хорошо живите, друж­но: вместе оленей пасите, вместе рыбу, пушнину промышляйте. Стройте новую жизнь! А товарищи коммуни­сты вам ее строить помогут. Будут у вас школы и боль­ницы. Выберите лучших людей, чтобы тундрой управля­ли. Теперь вы хозяева!..»

И еще сказал Ленин:

«Берегите свое солнце. Ой, зорко стерегите! От пло­хих и злых людей охраняйте! Тогда ваша жизнь с каж­дым годом будет лучше. И всегда в тундре светло будет: когда солнце спать уйдет, над тундрой Нгэрм-Харп заси­яет. Красиво будет светить! В домах поселитесь, и каж­дый дом будет освещать маленькое, яркое солнце. Хоро­шо будете жить, очень хорошо!»

Сказал так сюдбя-богатырь Ленин, сел с коммуниста­ми на нарты, и отправились они другим народам солнце добывать. Но многие русские коммунисты остались в тун­дре, чтобы помогать ненцам новую, счастливую жизнь строить.

Это все помнят. Это ведь недавно было. И теперь все так, как Ленин сказал. В тундре, где вымирали люди, фактории, поселки появились. Да что говорить, ты и сама знаешь, как теперь мы живем. Хорошо живем! Спасибо за это Ленину. Спасибо коммунистам и всем нашим рус­ским братьям, и тебе говорю, луцане[5 - Луцане — русская женщина.], большое спасибо. Я знаю: ты газету пишешь, нас по-новому жить учишь. Так вот, поезжай хоть на Ямал, хоть в Надым, хоть в Гыду — везде ненцы поют про Ленина, прокоммунистов, про родную партию поют. Про Ваули тоже поют, потому что Ваули хотел счастье добыть своему народу:за это жизнь свою отдал... Ну ладно, однако. Тут конец. Мась![6 - Мась — хватит, довольно.] — весело заканчивает Ларко Сусой, на ходу со­скакивая с нарт, и, сделав несколько шагов, круто пово­рачивает упряжку. Олени сразу останавливаются и начи­нают хватать снег.

Девушка тоже поднялась.

—  Молодец! Замечательная легенда! — восторженно сказала она.

Ларко махнул рукой:

—  Какой я легенда. Я простой ненец-оленевод.

—  Да не ты, а сказка, говорю, замечательная, инте­ресная, — смеется Нина Морозова. — Я ее обязательно за­пишу.

—  Пиши, — отвечает Ларко. — Пусть, по-твоему, сказ­ка. А Ленин все равно на Ямале был, вернул ненцам солнце, хорошо жить научил.

...Вскоре упряжка въехала в небольшой тундровый поселок и остановилась перед крыльцом дома. Нина во­шла в освещенную комнату, быстро разделась и присела к столу.

Раскрыв толстую тетрадь, она минуту думает, потом остроконечный карандаш ее начинает мелькать по бума­ге, как иголка в руках ненецкой женщины, которая за одну ночь может сшить кисы с одиннадцатью узорами.

А Ларко Сусой в это время, привязав оленей к копы­льям нарты, стоит у крыльца и любуется сияющими элек­трическими огнями в новом колхозном поселке, в кото­ром он не был с прошлого года.

Взглянув на небо, он тихо произносит:

—  Вверху Нгэрм-Харп сияет. В домах маленькие солнышки — лампочки горят. Все так, как Ленин сказал.





notes


Примечания





1


Ярабц — песни-былины.




2


Сале-Ям — Обь.




3


Камлание — колдовство, заклинание духов.




4


Вероятно, речь идет о Ваули Пиеттомине, возглавившем в 1825—1841 годах восстание ненецко-хантыйской бедноты против ме­стных богачей и приезжих купцов. Восстание потерпело поражение; Ваули Пиеттомин попал в Обдорске в засаду. Был приговорен к каторге. Пропал без вести в Восточной Сибири. _(Прим._автора.)_




5


Луцане — русская женщина.




6


Мась — хватит, довольно.